САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 8 дек - РАПСИ, Михаил Телехов. Значительная разница в размере ежемесячных выплат, которые получают родители либо опекуны детей-инвалидов или инвалидов с детства, от выплат другим лицам, которые также ухаживают за инвалидами, детьми-инвалидами или инвалидами с детства, не несет дискриминационных различий. Об этом говорится в изученном корреспондентом РАПСИ Определении Конституционного суда (КС) РФ №3011-О/2023, которым было отказано в рассмотрении жалоб Светланы Комаровой и Ольги Скоценко.
Заявительницы пытались оспорить конституционность пункта 1 Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 года №1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и подпункта "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 года № 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".
Этими положениями установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), ежемесячные выплаты в размере 1 200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, а также значительно более высокого размера ежемесячные компенсационные выплаты одному из родителей (усыновитель) либо опекуну (попечителю) - с 1 июля 2019 года размер которых стал равен 10 тысячам рублей.
Родители и не родители
Как следует из материалов дела, Комарова как неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за своим сыном – инвалидом I группы вследствие общего заболевания, получает установленную Указом Президента РФ №1455 ежемесячную компенсационную выплату в размере 1 200 рублей. Полагая, что ее сын нуждается в уходе в таком же объеме, как и инвалид с детства I группы, женщина обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты в размере 10 тысяч рублей, как для родителя, осуществляющего уход за инвалидом с детства I группы, но получила отказ. Обжаловать его в судах ей не удалось.
Скоценко ухаживала за инвалидом с детства I группы, но не будучи ни его родителем, ни опекуном, она получала установленную Указом Президента РФ №175 ежемесячную выплату в размере 1 200 рублей. Полагая, что уход за инвалидом с детства I группы осуществляется в одинаковом объеме, независимо от того, кто именно его осуществляет – один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель либо иное лицо, Скоценко также обратилась в пенсионный фонд с просьбой назначить ей ежемесячную выплату, как для родителя, осуществляющего уход за инвалидом с детства I группы в размере 10 тысяч рублей. Ей также было отказано и обжаловать этот отказ она не смогла.
Не вытекает из Конституции РФ
Отметим, что как и выше, далее речь идет только о поддержке лиц, ухаживающих за инвалидами I группы - детьми либо взрослыми.
В своем определении КС РФ сразу оговорил, что право неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидами, на получение тех или иных мер материальной поддержки непосредственно из Конституции РФ не вытекает, а относится к компетенции законодателя, который вправе устанавливать в том числе дифференциацию размеров социальных выплат.
Но при этом КС отметил, что Конституция РФ допускает существование различий в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, если такие различия объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения указанных целей правовые средства соразмерны им. "Критерии же (признаки), лежащие в основе установления соответствующих специальных норм, должны определяться с учетом преследуемой цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены", - говорится в определении КС РФ.
Также КС РФ пояснил, что меры материальной поддержки отдельных категорий граждан могут устанавливаться не только законодательством, но и указами Президента РФ в пределах его полномочий.
С учетом финансовых возможностей
КС РФ подчеркнул, что предусмотренные оспариваемыми нормативными актами выплаты были установлены с учетом имеющихся у государства финансовых возможностей. Сначала были введены компенсации в размере 1 200 рублей для лиц, ухаживающих за инвалидами, а через несколько лет родителям или опекунам детей-инвалидов либо инвалидов с детства была установлена выплата в 10 тысяч рублей, при этом для "не родителей и не опекунов" эта выплата составила 1 200 рублей.
Такое выделение родителей и опекунов в условиях ограниченности публичных ресурсов, поясняет КС РФ, было обусловлено необходимостью повышения в приоритетном порядке уровня социальной защищенности семей с детьми-инвалидами.
Здесь КС РФ привел данные из "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы", согласно которой более 80 процентов детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении. И выделение родителей или опекунов детей-инвалидов стало мерой, позволяющей приравнять деятельность по уходу за ребенком-инвалидом одного из родителей либо единственного родителя к трудовой деятельности.
Без оценки достаточности
Как пояснил КС РФ, оспариваемые нормативные акты поставили размер выплат в зависимость от обязанности по содержанию ребенка-инвалида или инвалида с детства 1 группы.
То есть, родитель, ухаживающий за ребенком-инвалидом, обязан его и содержать, и получает выплату в 10 тысяч рублей. А иное лицо, ухаживающее за ребенком-инвалидом, но не обязанное его содержать, получает выплату в 1 200.
По мнению КС РФ, такой подход не может считаться необоснованным и не согласующимся с конституционными предписаниями.
Таким же образом, не может считаться произвольной установленная оспариваемыми положениями дифференциация размера выплат, предусмотренных для родителей инвалидов с детства и для родителей инвалидов вследствие общего заболевания.
"С учетом изложенного оспариваемые нормативные положения не могут рассматриваться как устанавливающие дискриминационные различия в размерах ежемесячных компенсационных и ежемесячных выплат и тем самым нарушающие права заявителей", - говорится в определении КС РФ.
Оценка же достаточности размера выплат означала бы оценку экономической обоснованности оспариваемого правового регулирования, сопряженную с изысканием дополнительных бюджетных средств в случае увеличения размера таких выплат, что не относится к компетенции КС РФ.