САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 23 янв - РАПСИ, Михаил Телехов. Требования действующего законодательства для признания некоммерческой организации иностранным агентом не предполагают произвольного применения. Об этом говорится в изученном корреспондентом РАПСИ Определении Конституционного суда (КС) РФ №3554-О/2023, которым было отказано в принятии к рассмотрению жалобы АНО "Институт права и публичной политики".
Заявитель пытался оспорить положения федерального закона "О некоммерческих организациях", которые рассматривались правоприменителями с учетом правовых позиций КС РФ, выраженным в Постановлении КС РФ №10-П/2014.
Иностранный агент
Как следует из материалов дела, суды отказали Институту признать незаконным распоряжение уполномоченного органа о включении АНО в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. При этом суды установили, что основанием для включения заявителя в указанный реестр послужило получение иностранного финансирования и осуществление деятельности, которая с учетом правовых позиций КС РФ была квалифицирована как политическая.
Заявитель посчитал, что в примененных в его деле нормах отсутствует ясное определение понятия "политическая деятельность", что позволило судам признать научную деятельность в сфере конституционного права политической деятельностью. Также заявитель обратил внимание КС РФ на то, что оспариваемые нормы не устанавливают размер денежных средств, получаемых из иностранных источников, достаточный для признания некоммерческой организации выполняющей функции иностранного агента.
Размер не имеет значения
В своем определении КС РФ напомнил, о чем говорилось в упомянутом в жалобе постановлении.
Во-первых, для признания некоммерческой организации (НКО) иностранным агентом она должна быть российской, что исключает отнесение к таковым международных и иностранных организаций, включая их представительства, открытые на территории России.
Во-вторых, такая НКО должна получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств - их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом КС РФ отмечает, что продолжительность финансирования, его объемы или механизм его получения от иностранных источников юридического значения не имеют, но подчеркивает, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены, а приняты в оборот (если НКО отказывается от получения финансирования и возвращает его иностранному источнику, объявления себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется).
Не политическое воздействие
И в-третьих, НКО должна участвовать в политической деятельности – в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях независимо от способа такого участия.
"Осуществление же некоммерческой организацией деятельности в таких областях, как наука, культура, искусство, здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан, социальная поддержка и защита граждан, защита материнства и детства, социальная поддержка инвалидов, пропаганда здорового образа жизни, физическая культура и спорт, защита растительного и животного мира, благотворительность, а также содействие благотворительности и добровольчество, не относится к политической деятельности даже если она имеет целью воздействие на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, но при условии, что эти цели не выходят за пределы соответствующей области деятельности", - напомнил КС РФ суть своих разъяснений.
В итоге КС РФ решил, что такие правовые позиции не предполагают произвольного применения и не нарушают конституционных прав заявителя.