МОСКВА, 19 янв - РАПСИ, Сергей Феклюнин. Высший арбитражный суд (ВАС) РФ отказал управлению Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Татарстану в пересмотре решений нижестоящих судов, которые не усмотрели недобросовестной рекламы игровой приставки во время показа передачи "Дом-2" на телеканале ТНТ, сообщил Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) представитель суда.
Он пояснил, что коллегия из трех судей ВАС, изучив обстоятельства дела, решила не передавать спор на рассмотрение президиума суда. Соответствующее заявление татарстанских антимонопольщиков поступило в высший арбитраж 22 декабря.
УФАС по республике в апреле 2010 года вынесло решение о нарушении компанией ОАО "ТНТ-Телесеть" требований закона "О рекламе". Как следует из материалов ведомства, 17 августа 2009 года в эфире "ТНТ-Казань" во время показа реалити-шоу "Дом-2" распространялась реклама игровой системы Wii от Nintendo с указанием адреса интернет-сайта. По мнению ФАС, эта информация распространялась более двух минут без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы. В результате продолжительность рекламы на ТНТ с 21 до 22 часов в этот день превысила допустимые девять минут и составила более 11 минут.
При рассмотрении дела в ФАС представитель телекомпании заявлял о том, что информация о Nintendo не была рекламной. По мнению ТНТ, кадры с игровой приставкой не были направлены на привлечение внимания к товару, а просто содержали сцены с участниками программы, которые проводили свободное время, общались, играли, в том числе с Nintendo. Представитель ТНТ указал, что "Дом-2" - это реалити-шоу, где демонстрируется жизнь участников, и в кадр неизбежно попадают продукты питания, стройматериалы, книги и т.д. - все, чем пользуются герои передачи.
Тем не менее ФАС решила, что демонстрация игровой приставки Wii от Nintendo крупным планом, упаковки от нее, произнесение участником программы названия приставки и указание на то, что подробности можно узнать на интернет-сайте, - все это содержит признаки рекламы. Таким образом, ФАС впервые признала product placement (скрытая реклама в передачах или фильмах путем демонстрации или упоминания о хорошем качестве товара или бренда) ненадлежащей рекламой.
Телекомпания обратилась в арбитраж Татарстана с заявлением о признании решения ФАС незаконным, и суд это требование удовлетворил.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (Самара) в августе и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (Казань) в ноябре 2020 года оставили решение суда первой инстанции без изменения. Антимонопольное ведомство просило высший арбитраж отменить все судебные акты по этому делу в порядке надзора.