Практически все конституционные права граждан перешли в цифровую плоскость и сегодня чиновники столкнулись с ситуацией, что на исправление очевидной цифровой ошибки уходит очень много времени, рассказала в Открытой студии РАПСИ уполномоченный по правам человека Владимирской области Людмила Романова.

В этой связи первостепенное значение обретает обучение кибербезопасности, причем начинать просвещение о безопасных методах нахождения в «виртуальном мире» следует с детского сада, отмечает Романова. 


Людмила Валерьевна, добрый день. Расскажите, пожалуйста, с какими сейчас проблемами Вы в основном сталкиваетесь в области цифровой безопасности? С чем к Вам, как к уполномоченному по правам человека, обращаются жители?

— Спасибо. Вы задали очень интересный, одновременно и сложный вопрос, потому что цифровая реальность — это дубль нашей физической жизни. Мы не всегда можем понять, что у нас сейчас зачастую бывает две личности: та, которая здесь и сейчас — физическая, и вторая — в цифровой реальности. 

Я получаю много обращений, которые связаны с разными вопросами реализации конституционных прав граждан. Это защита социальных, экономических, культурных, личных и политических прав. То есть весь блок конституционных прав приобрел цифровую проблематику. И цифровые права стали нашей реальностью, нашей проблемой. Как любое право, оно требует защиты, восстановления и создания условий для его реализации. 

Иногда в интернете дублируется личность: это права людей, которые приобретают долги по исполнительным производствам за тех людей, с которыми у них схожи фамилии, имена, а иногда даже даты рождения. Они вынуждены доказывать чистоту своей цифровой личности и это бывает очень сложно.

Вот буквально на днях ко мне обратилась женщина, которая не смогла получить единое пособие на ребёнка в связи с тем, что у неё вдруг появилась новая жилплощадь. Мы ей порекомендовали взять выписку из Росреестра через многофункциональный центр, и, получив выписку, она увидела, что у нее появилась квартира в другом субъекте РФ, приватизированная в 2005 году. 

То есть у нее квартира появилась, а у кого-то она пропала, кто-то потерял право собственности, произошла цифровая ошибка. Вот допустить ее легко, и сделано это не со зла, не специально. Но вот исправить — потребуются значительные усилия, и мы, конечно, будем вести это дело до конца и помогать этой женщине исправить цифровую ошибку и получить, для неё это важно, единое пособие на своего ребёнка.

Есть и банковские операции. Мы делаем онлайн-переводы: много и разных. Ко мне недавно обратилась женщина, которая случайно перевела деньги между своими счетами. У неё скончался папа, в наследство она не вступила. У папы была карточка в этом банке, привязанная к её номеру телефона. Переводя деньги между своими счетами, большую сумму денег она случайно зачислила на карточку своего умершего папы. Спохватилась, пошла в банк, а оказывается, сделать что-то очень сложно. 

Вступление в право наследства, о чём её убеждали длительное время банкиры, не поможет, потому что в наследственную массу, эта сумма денег не войдёт, поскольку она получена после смерти человека. Отменить операцию банк не может, потому что это было волеизъявление гражданина. Сейчас во взаимодействии с Банком России — головным банком данного учреждения, мы пытаемся разрешить эту, казалось бы, простейшую, на первый взгляд, проблему. Но вот уже прошел месяц, и мы, конечно, видим, что у нас получится помочь, но это длительное время, это большие сроки и большая крупная сумма денег, которая женщине нужна была в тот момент.

Таких вот ситуаций, когда люди теряются и не понимают основы цифровой гигиены и безопасности, их очень много. Было обращение от группы родителей в интересах своих несовершеннолетних детей, которые попались на удочку мошенников. Их просили кого-то за шоколадку, кого-то за тысячу рублей: «Тебе на твой онлайн-банк придет сумма денег, а ты ее, пожалуй, сними или переведи третьему лицу». 

Деньги действительно приходили, и либо снимались с карточки, либо переводились в онлайн-формате. А потом карточка ребёнка несовершеннолетнего вдруг оказывалась с минусом, причём большим, минус 200, минус 500 тысяч рублей. То есть карточка несовершеннолетнего человека с невозможностью овердрафта переходила в минусовой режим, и родители об этом ничего не знали. Мошенническая схема пирамиды. Проблема. Работаем с банками, работаем с правоохранительными органами, проводится ряд следственных действий. Но опять же, о чем это говорит?

О цифровой грамотности, о цифровой безопасности, о том, что ни родители, ни дети, ни наши старшие поколения, к сожалению, тоже до конца не умеют и не понимают, как правильно работать и жить в нашем новом цифровом мире. И, конечно же, на мой взгляд, в первую очередь это просветительские, образовательные программы. Как с детского садика мы учим правила дорожного движения, так и здесь нас нужно учить, что мы живем в двух плоскостях: физической и виртуальной. И вот уметь жить виртуальной — нужно учиться.

Там есть правила, там есть ответственность, там есть свои регуляторы, и это нужно иметь в виду, нужно учить, учить тех, кто этому будет учить, в конце концов. Для того, чтобы действительно наша жизнь была в соответствии с Конституцией и чтобы у государства была возможность охранять наши права, содействовать их реализации.

Огромное Вам спасибо за очень интересную беседу.