САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 мая — РАПСИ. Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) провело сессию «Школа цифрового права: подготовка, развитие, сохранение и приумножение специалистов в сфере правового регулирования цифровой экономики и кибербезопасности в России» на XI Международном Петербургском юридическом форуме (ПМЮФ).
Подготовку, обучение и будущее специалистов этой области обсудили эксперты, занимающиеся университетским образованием и повышением квалификации. Программы специалитета и магистратуры появились не так давно, но интерес к ним будущих специалистов и работодателей провоцирует развитие межуниверситетского сотрудничества, увеличение количества выпускников и развитие образовательной конкуренции.
Знание IT-основ
Юристы и студенты, видящие себя в цифровом праве, мечтают о спокойной работе инхаус-юриста в крупной IT-компании, рассказала вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Елена Авакян. Она понимает, что это связано с финансовыми перспективами и условной спокойностью данной работы, но адвокат критикует будущих магистров, за то, что они не хотят выйти за грань юриспруденции и обучиться работе с машинным обучением или языкам программирования.
«Я всё больше и больше участвую в цифровых программах подготовки так называемых «цифровых» юристов. Нужно учить и учиться говорить на том языке, с которым предстоит работать. Это особенно странно для поколения, которое родилось «с айфоном в зубах»… Цифровой юрист должен уметь общаться и с машиной, и с человеком», – сказала Авакян.
Потребность государства
Государство сильно нуждается в специалистах по цифровому праву и кибербезопасности, считает профессор университета Министерства внутренних дел РФ имени В.Я. Кикотя Татьяна Дерюгина. Разбираться в «цифре» должны и следователи: это повысит их профессионализм и приведёт к большей раскрываемости преступлений.
«Нужно или к каждому следователю поставить «айтишника» или обучить следователя основам цифрового права. Конечно, мы выбираем второй вариант — нужно сделать это в университете», – сказала профессор.
Расширение рынка вакансий
Трудовые предложения для специалистов в области цифрового права уже давно не ограничены стартапами и IT-компаниями, сказала проректор по стратегическому и международному развитию Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Мария Мажорина. Рынок вакансий существенно расширяется.
«Сейчас не стоит сильно сужать рынок рабочих мест для цифровых юристов. Если отвечать на вопрос: кто будет нуждаться в специалистах, которых подготовят по данному направлению в университетах? Можно ответить просто: любые компании и госорганы, в названии которых есть корень «тех», — отметила Мажорина.
Регионы не отстают
Желание освоить профессию и навыки цифрового юриста характерно не только для столицы и городов-миллионников, рассказала руководитель департамента права цифровых технологий и биоправа НИУ «Высшая школа экономики» Наталия Ковалева.
Регионы также стремятся обучать и готовить специалистов данного профиля и востребованность таких программ только растет.
Тонкая донастройка
Программы подготовки по цифровому праву ориентируются в первую очередь на бакалавров и специалистов, имеющих базовое юридическое образование, напомнил заместитель председателя комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении ассоциации юристов России, доцент факультета права НИУ ВШЭ Александр Савельев.
«Магистратура же осуществляет «тонкую настройку» такого юриста под специфические задачи. Ключевая идея магистратуры по цифровому праву – практикоориентированность, при которой осуществляется трансфер знаний от специалистов, практикующих в конкретной сфере, студентам - будущим практикам», – считает Савельев.
Академический руководитель магистерской программы «Цифровое право» выделяет три основных фактора, делающих программу подготовки успешной: 1) качественный состав преподавателей-практиков, по возможности, совмещающих преподавание в ней с преподаванием на курсах повышения квалификации, чтобы максимально оперативно осуществлять передачу знаний и проблем из практики к студентам; 2) правильный набор курсов, выверенный с текущими потребностями практики; 3) повышающий коэффициент в виде бренда вуза, обеспечивающего авторитет и качество такой программы.