МОСКВА, 5 окт — РАПСИ. Соглашение, которое положит конец спорам о границе между двумя входящими в состав РФ республиками, 26 сентября подписали глава Чечни Рамзан Кадыров и глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров. Позже, 4 октября, законодательные собрания Чеченской и Ингушской республик одобрили региональные законы об утверждении данного соглашения.
Конституционный суд Ингушетии посчитал, что законопроект не подлежит рассмотрению представительным органом субъекта, поскольку вопрос о границе может быть решен только на республиканском референдуме. Эксперт по конституционному праву выразил сомнения в необходимости проведения референдума в Республике Ингушетия по данному вопросу.
Эксперт напомнил, что при образовании Чеченской и Ингушской республик в 1992 году не был решен вопрос об административных границах двух субъектов. Главы регионов в 1993 и 2003 годах подписывали документы с целью прекратить споры о территории, но четкая граница между двумя субъектами так и не была установлена.
Данный момент является очень важным, поскольку региональный конституционный закон «О референдуме Республики Ингушетия» закрепляет, что на референдум республики обязательно выносятся вопросы изменения ее территории или границ. Однако между Чечней и Ингушетией нет закрепленной административной границы, и, следовательно, с юридической точки зрения не может идти речи ни об изменении территории, ни об изменении границы, подчеркнул эксперт.
По словам эксперта, Конституция Ингушетии и местный закон «Об установлении границ муниципальных образований Республики Ингушетия и наделении их статусом сельского, городского поселения, муниципального района и городского округа» не содержат норм, регламентирующих порядок определения границ с соседними субъектами РФ. При этом соглашение от 26 сентября 2018 года, устанавливая границы между республиками, не затрагивает населенные пункты, находящиеся в Чечне и Ингушетии. В Конституции РФ и законодательных актах федерального уровня также отсутствует правовое регулирование процедуры установления границы между субъектами РФ, утверждает эксперт.
Таким образом, в законодательстве федерального и регионального уровней отсутствует указание на то, что в сложившейся ситуации вопрос с границей в Ингушетии должен решаться путем проведения референдума, а представительный орган не может утвердить соглашение, подписанное главами соседних республик.
Законопроект «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» получил положительные отзывы со стороны прокуратуры Ингушетии, регионального уполномоченного по правам человека, республиканского правительства и управления Министерства юстиции. Кроме того, депутаты 9 городских и районных советов муниципальных образований в Ингушетии дали положительный отзыв о законопроекте.