МОСКВА, 21 авг — РАПСИ. ФАС РФ выдала «Росбанку» предупреждение из-за ненадлежащего информирования клиентов об условиях обслуживания пакетов банковских услуг. Об этом говорится в сообщении ведомства.
В службу поступили материалы Банка России, которые указывали на признаки недобросовестного поведения «Росбанка» при информировании потребителей об условиях бесплатного обслуживания пакета банковских услуг «Золотой», а также других пакетов – «Классический», «Золотой», «Сверхкарта+», «Автокарта», «Travel карта».
Одно из условий бесплатного обслуживания пакетов услуг – это поддержание определенных среднемесячных остатков средств клиента на счетах в банке. При этом для разных пакетов услуг условие о видах счетов, остатки на которых учитываются, отличается.
До ноября 2018 года условие о нулевой комиссии по ряду пакетов услуг распространялось только на остатки на «Счетах» и «Сберегательных счетах». С начала 2019 года к этому перечню был добавлен термин «Счета срочных вкладов». Таким образом, потребители получили возможность повысить доходность от размещения собственных средств в банке при одновременном бесплатном обслуживании пакета услуг.
Улучшенные условия «Росбанк» применял только для новых клиентов, однако потребителей о таком решении надлежащим образом не проинформировал. Из размещенных на сайте и в личных кабинетах сведений действующие клиенты банка могли ошибочно посчитать, что размещение средств на счетах срочных вкладов сохранит им бесплатное обслуживание, и, соответственно, принять решение о переводе средств на вклады, исходя из более привлекательного процента. В результате такие клиенты были вынуждены оплатить комиссию за обслуживание.
Для сохранения бесплатного обслуживания в «Росбанке» или перехода в другую кредитную организацию им надо было бы возвращать денежные средства на другие счета и расторгать договоры срочных вкладов, что предполагает потерю процентного дохода, ожидаемого от размещения средств во вклады.
Таким образом, в действиях «Росбанка», выразившихся во введении в заблуждение потребителей, ФАС выявила признаки нарушения закона о защите конкуренции.
«Анализ банковских документов показал, что банк предусмотрел для себя возможность свободной трактовки отдельных противоречивых положений при принятии решения о распространении или нераспространении новых условий на действующих клиентов», – пояснила начальник управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева. – Потребителей могло вводить в заблуждение отсутствие не только доступной информации, но и прозрачной терминологии в договорах, на сайте банка и в личных кабинетах клиентов: термины «Счет», «Сберегательный счет» и «Счет срочного вклада» по-разному используются в разных документах банка».
В соответствии с выданным предупреждением банк должен: раскрыть на сайте полные условия обслуживания пакетов банковских услуг; внести изменения в типовые формы документов и в тарифы, направленные в том числе на единообразное закрепление используемых терминов; довести всю эту информацию до клиентов банка. Предупреждение подлежит исполнению в течение 30 календарных дней с момента его получения банком.