МОСКВА, 22 дек — РАПСИ. В текущем году платформа «Россия – страна возможностей» запустила 41 Центр компетенций на базе университетов в 21 регионе.
Состоялось второе заседание экспертного совета проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях». Проект был создан во исполнение пункта 5 перечня поручений президента Росиии Владимира Путина по итогам второго заседания Наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей», которое прошло 26 марта текущего года.
Экспертный совет проекта возглавляют министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев и генеральный директор президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров. В состав совета входят ректоры ведущих российских университетов, заместители министров просвещения, труда и социальной защиты, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, курирующих вопросы высшего образования, а также главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса.
В пресс-службе пояснили, что экспертный совет является коллегиальным органом, который проводит оценку со стороны профессионального сообщества по вопросам качества и объективности методов диагностики, оценки и развития универсальных надпрофессиональных компетенций у студентов и молодежи, а также их применимости и востребованности у работодателей. Для реализации этих задач на базе российских университетов в этом году заработали 41 Центр компетенций. Платформа «Россия – страна возможностей» обеспечивает методологическую и организационную поддержку университетам.
«Крайне важной считаю нашу совместную работу с Минобрнауки и российскими вузами по созданию сети Центров компетенций. Мы видим, что проект чрезвычайно востребован. В этом отношении очень показательно количество университетов, на базе которых работают Центры. В июле на первом заседании экспертного совета предполагалось открытие 25 Центров. Сейчас проект насчитывает 41 Центр компетенций в 21 регионе России, мы представлены в каждом федеральном округе страны. И среди университетов запрос на Центры только растет. На данный момент в проект вовлечены более 70 тысяч студентов, и эта цифра с каждым днем увеличивается. Планируется, что к 2023 году порядка 300 тысяч студентов пройдут диагностику компетенций», – сказал Комиссаров.
В Центрах компетенций студенты сначала проходят диагностику своих универсальных надпрофессиональных качеств, а затем занимаются их развитием. После тестирования строится индивидуальный профиль каждого студента, на основе которого Центры компетенций предлагают ребятам формирование личных образовательных траекторий, помогают подобрать необходимые образовательные программы и соединяют с подходящими работодателями.
«В списке Центров компетенций представлена часть университетов, победивших в программе «Приоритет-2030». При этом часть вузов не представлена. Вместе с тем, было бы крайне важно обратиться и к ним. Им для того, чтобы выполнить свои программы, нужно взаимодействовать с Центрами компетенций. Вопрос управленческих компетенций является для таких университетов одним из основных», – поделился Сергеев.
От имени Министерства науки и высшего образования выступил заместитель министра Григорий Гуров. В своем выступлении он подчеркнул важность Центра компетенций для деятельности ведомства.
«Мы, Министерство науки и образования Российской Федерации и АНО «Россия – страна возможностей», в тестовом режиме уже используем возможности Центров компетенций. Сейчас идет процесс отбора в Совет обучающихся при Минобрнауки России, и мы уже ведем оценку молодых людей с помощью того инструментария, который есть в АНО «Россия – страна возможностей». Это нам серьезно помогает анализировать информацию. Надеемся, что сможем и в дальнейшем использовать эти результаты», - сказал он.
В свою очередь, руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» и ответственный секретарь экспертного совета Дмитрий Гужеля рассказал о векторах развития проекта. «У нас сформировалось три больших направления развития и масштабирования Центров компетенций. Как оказалось, Центры компетенций функционируют не только в формате оценки и развития компетенций студентов для помощи им в трудоустройстве (на уровне субъектов РФ Центры компетенций действуют как точки подбора молодых кадров для регионов и работодателей). Они также работают на развитие управленческого кадрового потенциала самих вузов. К нам поступают многочисленные запросы от университетов, которые хотели бы оценить и прокачать свой профессорско-преподавательский состав. К настоящему времени уже есть договоренности со многими вузами о начале такой работы. Наравне с этим Центры компетенций эффективно обеспечивают формирование молодежного кадрового резерва – выделение будущих лидеров и акторов изменений на базе университетов», - рассказал он.
Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина поделилась промежуточными результатами в части уровня выявления компетенций у студентов.
«Протестированных студентов можно условно разделить на три группы. Во-первых, «сбалансированные» (51%) – ребята, у которых в равной степени проявляется каждая из компетенций, но они все равно в полной мере не соответствуют профилям, которые хотели бы видеть работодатели. Во-вторых, студенты, которых мы условно назвали «нерезультативные педанты» (26%) – явно видно, что у них пониженная ориентация на результат, низкая стрессоустойчивость, они склонны строго следовать правилам, но при этом вряд ли будут прикладывать усилия, чтобы доходить до необходимого результата. В-третьих, профиль «уравновешенных достигаторов» (23%) – это студенты, которые показывают очень высокие результаты по стрессоустойчивости и ориентации на результат, склонны планировать, при этом имеют пока средний уровень по партнерству и сотрудничеству, то есть не всегда ориентированы на командную работу и построение отношений. Ребята разные, но при этом по оптимальному профилю, который хотели бы видеть работодатели, по разным причинам не дотягивают. Всего 3% студентов, которые прошли тестирование по четырем инструментам и шести компетенциям, относятся к «звездному составу»: имеют высокий уровень по компетенции «Анализ информации» и высокий уровень по большей части оставшихся компетенций», - рассказала Степашкина.
Кроме того, в рамках заседания экспертного совета состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между АНО «Россия – страна возможностей» и АНО «Национальное агентство развития квалификаций».
«Рад сообщить, что нами достигнуто соглашение с АНО «Россия – страна возможностей» о сотрудничестве по реализации проекта, направленного на развитие универсальных компетенций в рамках организации среднего профессионального образования. Мы уже приступили и к отбору этих организаций, и к определению формата поддержки их деятельности по развитию квалификации soft skills. Мы рассчитываем, что это станет моделью для масштабирования дальнейших практик проекта по развитию универсальных компетенций для организаций среднего профессионального образования (СПО). Это соглашение о распространении проекта по оценке и развитию soft-skills-компетенций на организации СПО. В качестве «пилотов» проекта будут задействованы призеры и финалисты нашего конкурса на лучшие программы профессиональной подготовки. Их студенты смогут пройти оценку soft-skills-компетенций, а преподаватели – программу повышения квалификации», – заключил генеральный директор АНО «Национальное агентство квалификаций» Артем Шадрин.