Нина Еременко, адвокат
Для начала работы и дальнейшего успешного функционирования любого бизнеса предпринимателям необходимо иметь представление и четко понимать, что такое коммерческая тайна.
Практика знает немало примеров, когда после передачи информации конкурентам или другим заинтересованным лицам вне компании бизнес терпел серьезные финансовые потери, или вообще становился убыточным, поскольку идеи по его развитию, технологические процессы становились известны конкурентам.
В первую очередь нужно понимать, что, все-таки является коммерческой тайной. В соответствии с Федеральным Законом "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 года с последующими изменениями и дополнениями говорит: Такая информация должна содержать секрет производства (ноу-хау). К коммерческой тайне не должно быть свободного доступа и должен быть определен режим ее охраны.
Собственник или руководство каждого конкретного предприятия с учетом требований законодательства должно определить, что для них является коммерческой тайной. Для ее защиты необходимо подготовить соответствующие документы, в том числе включить в трудовые договора пункты, касающиеся коммерческой тайны. В другом случае можно подготовить отдельные дополнительные соглашения к трудовому договору, которые будут касаться обязательств сотрудников по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются предприятие. Также необходимо определить степень ответственности за ее разглашение и при необходимости составить перечень сведений, которые являются коммерческой тайной.
Все это необходимо для того, чтобы в будущем, в случае разглашения информации являющейся коммерческой тайной, работник не сослался на незнание ценности той или иной информации, и не заявил, что не понимал ее коммерческого смысла. Если этого не сделать, предприятие в будущем не сможет защитить бизнес и столкнется с проблемами защиты своих прав, в том числе в судебной инстанции из-за отсутствия доказательной базы.
Надо иметь в виду, что информация, составляющая коммерческую тайну, может иметь самый разный характер. Это могут быть управленческие, организационные, технические, торговые или другие аспекты деятельности предприятия, которые позволяют ее обладателю сохранять лидирующее и устойчивое положение в бизнесе, а также обеспечивают увеличение доходов и коммерческую выгоду.
Важно также знать, что сведения, являющиеся коммерческой тайной не должны быть доступны третьим лицам. То есть, подобные сведения нельзя получить из СМИ, в том числе из специальных профильных изданий и публикаций; выступлений на семинарах, круглых столах, симпозиумах и прочих общественных мероприятиях.
Обязанности к принятию мер по обеспечению охраны коммерческой тайны лежат на ее обладателе, а это, как правило, собственники, и руководители бизнеса.
Для сохранения тайны можно использовать различные методы. В их числе обеспечение надежного режима сохранения материалов и документов, защиты компьютерных программ относящихся к коммерческой тайне. Это относиться и к различным электронным носителям информации, в числе которых жесткие диски ПК и съемные носители информации.
Однако следует отметить, что способы, которые принимаются для защиты коммерческой тайны со стороны ее обладателя должны быть только законными и не противоречить действующему законодательству, в том числе нравственности, охране здоровья, прав и законных интересов граждан.