На официальном сайте президента РФ в четверг появилось сообщение о том, что по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека главой государства дан ряд поручений. В числе прочих СПЧ поручено в срок до 15 октября представить предложения об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции России.
Ранее - еще летом этого года - правозащитники уже выступали с предложением (чуть ли не "требованием") об объявлении амнистии. Правда, тогда не было никакой ясности ни относительно позиции руководства страны на этот счет, ни по поводу круга подлежащих амнистии лиц. И если в последнем вопросе пока также определенности не наблюдается, то сама инициатива поддержку президента, наконец, обрела.
Можно также вспомнить и о том, что летом на рассмотрение Госдумы представителями фракции ЛДПР был внесен проект постановления об объявлении амнистии. Депутаты предлагали провести так называемую "общеуголовную" амнистию, то есть чтобы были амнистированы несовершеннолетние, беременные женщины, лица пожилого возраста и т. д., осужденные за нетяжкие преступления.
Бросается в глаза, что оба названных предложения возникли на фоне недавно объявленной экономической амнистии. И, в общем-то, это понятно: изначально выдвинутая бизнес-омбудсменом Титовым идея о массовой амнистии предпринимателей в итоге была полностью дезавуирована.
Почему так получилось, понятно. Во-первых, из семи "мошеннических" составов в Уголовном кодексе РФ (см. статьи 159-159.6), амнистия затронула только два. Тогда как статьи, входящие в эту группу, являются самыми "ходовыми" в смысле частоты привлечения предпринимателей к уголовной ответственности.
Во-вторых, среди условий амнистии (совершение преступления впервые, отсутствие совокупности преступлений и т.д.) оказалось требование выполнить "обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим". Вполне понятно, что последняя задача практически невыполнима для людей, лишенных в местах заключения не только дохода, но и, как правило, бизнеса как такового.
Не удивительно, что статистика амнистированных оптимизма не внушает. По последним данным аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова, число лиц, в отношении которых было применено постановление Госдумы "Об объявлении амнистии" (№ 2559-6 ГД, от 2 июля 2013 года) составило 931 человек. Тогда как первоначальные планы инициаторов амнистии были куда существеннее: речь тогда шла о 110 тысячах предпринимателей. По всей видимости, нереализованность таких ожиданий и породила в обществе (или, по крайней мере, определенной его части) запрос на новый шаг со стороны государства.
Возникает вопрос: с какой стати власти станут объявлять вторую за несколько месяцев амнистию?
На самом деле, подобные прецеденты в новейшей российской истории имеются. По меньшей мере, три раза речь шла о двух амнистиях с разницей примерно в полгода. Причем всегда - одна общеуголовная, одна для боевиков и "федералов" на Кавказе.
Можно предположить, что поддержанная президентом амнистия будет снова общеуголовной. Тогда впервые подобному шагу будет сопутствовать не "военная", а "экономическая" амнистия, что может косвенно отражать смену сфер особого внимания государства. Проще говоря, экономические проблемы окажутся чуть ли не впервые важнее военных.
Тем более что такая амнистия будет социально ориентированным жестом, свойственным современному политическому курсу страны. В отличие от все той же амнистии экономической, которая многими изначально воспринималась как маркер возможной либерализации экономики и политики.
Подводя же итоги последней, можно заключить, что маркер такого рода вполне сработал: итоги амнистии (хотя она еще и длится) вполне очевидны. Сигнал считан.
Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ