22 октября в подмосковной Лобне неизвестный попытался угнать электричку. Когда он выезжал на составе с территории депо, то столкнулся с другой прибывающей электричкой. После этого злоумышленник скрылся. В результате происшествия никто не пострадал.
Похожий случай произошел чуть более года назад недалеко от американского города Чикаго. 30 сентября 2013 года в пригороде Форест Парк столкнулись две электрички. Поезд, которым в этот момент никто не управлял, въехал со скоростью 30-40 км/час в остановившийся состав. Причиной столкновения полиция назвала угон одного из составов.
А совсем недавно, 14 октября, 22-летний работник угольной шахты Дерек Брукс угнал локомотив в американском штате Вайоминг и дважды протаранил на нем поезд. Пассажиров в нем, к счастью, не было. Однако остановить угнанный локомотив удалось, только дистанционно отключив на нем систему подачи топлива. Брукс пытался убежать, но его быстро задержали.
Впрочем, вряд ли отечественные следователи будут принимать во внимание заокеанские прецеденты. Благо, под рукой есть наработки по делу против другого угонщика поездов, отметившегося год назад в соседних с Лобней Мытищах.
Отечественные прецеденты
Утром 1 января 2013 года 30-летний Роман Мироненко, составитель поездов на Мытищинской базе нефтепродуктов, угнал локомотив компании-партнера базы. На нем он доехал до парка «Мытищи-Северные», где обманул диспетчера и выехал на один из путей станции. Там Мироненко отцепил от стоявшего поезда шесть цистерн и еще один вагон и прицепил их к своему угнанному локомотиву. Но на выезде он врезался в другой поезд. Дно одной из цистерн пробило, вылившийся бензин загорелся. Взрыв не произошел только потому, что остальные цистерны были пустыми. Прибывшие на место происшествия пожарные потушили возгорание, а также извлекли из кабины локомотива пьяного Мироненко, который получил серьезные травмы.
Это далеко не первый случай угона поездов в России. Еще в августе 2007 года 44-летний житель Петрозаводска Владимир Спиров, работавший кондуктором грузовых поездов, угнал с запасных путей локомотив на станции Чална-Онежская в Пряжинском районе Карелии.
Спирин забрался внутрь и, не имея навыков вождения поезда, сумел привести локомотив в движение. Промчавшись чуть более километра, кондуктор не справился с управлением и наехал на тупиковую опору. Локомотив сошел с рельсов и остановился. При вынесении приговора, в последнем слове Спиров объяснил свой проступок детской мечтой – управлять локомотивом. За мечту он получил 4 года лишения свободы условно – минимальное наказание по статье 211 УК РФ "Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава".
Вообще же эта статья для угонщиков поездов предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 8 лет, а если преступление было совершенно группой лиц или с применением силы – то до 12 лет тюрьмы. В случае смерти потерпевших или иных тяжких последствий злоумышленники могут сесть и вовсе на 15 лет.
Цена вопроса
При этом закон почти не касается экономической стороны вопроса угона поездов. Между тем, иногда это может быть весьма выгодное мероприятие. Доказательство чему происшествие, состоявшееся в начале мая этого года в Красноярском крае. Двое мужчин заключили с компанией-продавцом договор купли-продажи локомотива на сумму в 5,5 миллионов рублей. Однако преступникам удалось вывезти тепловоз с базы, не заплатив указанной в договоре суммы. Когда к решению конфликта подключилась полиция, стало известно, что локомотив был сдан на металлолом, где его стоимость оценили в триста тысяч рублей.
Еще дороже может стоить раритетный поезд, ведь многие из них сыграли в истории такую роль, что сегодня уже не всегда понятно – средство ли это передвижения, продолжающий функционировать музейный экспонат или вовсе произведение искусства.
Этой двусмысленностью четыре года назад воспользовался неизвестный, угнавший из берлинского музея два локомотива и вагон (там они находились на временной экспозиции). Вор назвал себя их владельцем, после чего сотрудники музея отдали посетителю ключи, и он спокойно укатил экспонаты по путям местной железной дороги. Пропажа обнаружилась спустя несколько дней, когда пришел настоящий владелец локомотивов.
Романтики и неудачники
Но самая красивая из известных нам историй кражи поездов произошла в украинском городе Кривой Рог. 6 марта 2008 года, накануне женского праздника, 22-летний житель Мелитополя угнал со станции электровоз. Впрочем, уже через 200 метров его задержали сотрудники милиции.
Молодой человек объяснил свое решение необходимостью срочно вернуться в родной город, потому что он соскучился по любимой девушке. Чтобы не ждать поезда до Мелитополя, он сначала собрался пойти пешком, но потом понял, что путь в несколько сотен километров займет слишком много времени. Тогда он решил позаимствовать локомотив, стоявший в депо. В Мелитополе он работал помощником машиниста, поэтому воспользовавшись знанием всех обязанностей машиниста и помощника, угонщик связался с диспетчером и получил разрешение на выезд.
Первая же широко известная кража поезда состоялась уже более полутора веков назад – 12 апреля 1862 года. Американец Джеймс Эндрюс с сообщниками угнал паровоз «Генерал» у армии конфедератов. Это была спланированная военная операция, получившая впоследствии название «Великая паровозная гонка». Северяне планировали прервать железнодорожное сообщение южан с Атлантой и осложнить снабжение фронта. На угнанном паровозе они проехали по территории врага, пытаясь сжечь за собой мосты и обрывая телеграфные линии. Впрочем, первая часть плана провалилась из-за погоды – после сильных дождей деревянные мосты размокли и не загорелись. Однако связь южан была прервана.
Наказание за эту кражу поезда, пожалуй, было самым суровым в истории. Все диверсанты, включая тех, что проспали угон, были схвачены конфедератами. Восемь из них были повешены как шпионы, восемь бежали из-под стражи и еще шесть были обменяны на военнопленных-южан.
Одним из самых странных случаев краж поездов мы считаем прошлогоднюю историю, когда в ночь с 14 на 15 января неподалеку от Стокгольма 20-летняя шведка, работающая уборщицей, запустила пассажирский поезд. На полном ходу пустой состав врезался в жилой дом. В здании, состоящем из трех квартир, в тот момент находились пять человек. Никто из них не пострадал. А вот угонщицу спасатели извлекли из-под завалов лишь к утру. Впрочем, по официальной версии, поезд не был угнан – уборщица случайно включила мотор, когда убиралась в кабине, и не смогла догадаться, как его остановить.
Угнать трамвай
Тем же, кто по-прежнему считает, что попытка украсть, стоящий на рельсах поезд – это верх безрассудства, предлагаем прочесть еще несколько историй про злоумышленников, пытавшихся угнать обычный городской трамвай.
Самый известный случай такого рода произошел 19 апреля 2005 года. Тогда 15-летний австралийский юноша был арестован за угон двух трамваев в Мельбурне. Внимательно наблюдая за вагоновожатыми, он похитил ключи из трамвайного депо и три недели выжидал своего шанса. Сначала ему удалось проехать на трамвае всего несколько сотен метров, однако два дня спустя он отправился в более длительную поездку по одному из маршрутов. Юноша управлял трамваем около получаса, останавливался на остановках, впуская и выпуская пассажиров. Остановился он только, когда власти отключили электричество в контактной сети.
В России же наибольший резонанс получил случай в Златоусте Челябинской области. 21 октября 2011 года, когда водитель отлучился на обед, кто-то угнал его трамвай, который стоял на кольце в депо. В ходе проверки всех трамваев, которые находились в этот момент на маршрутах следования, был найден и пропавший вагон. Угонщиком оказался 15-летний подросток. При этом пассажиры за 40 минут поездки не заметили подвоха. Молодой человек не только следовал по установленному маршруту, впускал пассажиров на остановках, но еще и продавал им билеты.
Заметим, что пока печальнее заканчиваются угоны трамваев в Восточной Европе. Например, во Львове 4 марта 2013 года, около полуночи, неизвестные угнали трамвай из депо и врезались на нем в стену жилого дома. Только чудом не пострадали ни пассажиры трамвая, ни жители дома.
А в столице Словакии Братиславе 26 марта 2012 года двое мужчин и вовсе предприняли попытку вооруженного угона трамвая, как самолета. Они наставили на вагоновожатого пистолет, потребовав немедленно сменить направление движения. Однако водитель по понятным причинам не смог этого сделать, и вызвал полицию. К моменту прибытия полиции неудавшиеся угонщики сбежали.
В этом контексте уже не так абсурдно выглядит информация ряда СМИ о том, будто Московский метрополитен в 2011 году застраховал свой подвижной состав от угона вагонов.