Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ
Выброс сероводорода в атмосферу Москвы, о котором СМИ сообщали 10 ноября, пока не сумел возродить к жизни практически похороненную четыре года назад тему ужесточения наказания за экологические преступления. Однако вынудил вспомнить ряд грамотных инициатив по обеспечению национальной безопасности в области экологии, каждой из которых для реализации по-прежнему не хватает какой-либо формальной мелочи.
Напомним, в 2010 году занимавший тогда пост президента РФ Дмитрий Медведев предлагал наказывать предприятия злоупотребляющие выбросами жесткими санкциями вплоть до банкротства и ликвидации.
Сегодня же предполагаемому виновнику загрязнения московской атмосферы грозит, в лучшем случае, штраф лишь в 200 тысяч рублей – предприятию и 20 тысяч рублей – должностному лицу. Именно такие суммы озвучил в интервью нескольким СМИ заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин по поводу выбросов сероводорода.
Однако истинные причины недостаточной экологической защищенности наших сограждан, по всей видимости, все же не столько в гумманости, сколько в несогласованности законов. Как отметил Медведев, "сегодня природоохранные отношения регулируются целым рядом несвязанных, зачастую противоречащих друг другу законов".
Очевидно, что для решения насущных проблем необходимы скоординированные действия в рамках единой государственной политики в области экологии, которая сегодня фактически отсутствует, несмотря на указ уже шестилетней (!) давности.
"Необходимо завершить кодификацию законодательства об охране окружающей среды и как минимум в юридическом плане покончить с экологическим нигилизмом. Нужен и план конкретных действий, и пакетный режим подготовки соответствующих нормативных актов", - акцентировал Медведев.
Предполагалось, что новый формат природоохранного законодательства будет подкорректирован с учетом федеральной целевой программы "Экологическая безопасность России". Ее презентация анонсировалась в 2012 году, а содержание должно было включать предотвращение дальнейшего загрязнения окружающей среды и ликвидацию накопленного ущерба. Возможно, она действительно была завершена, однако никаких комментариев на этот счет нам получить не удалось. Как и ее следов в законодательных изменениях.
В итоге, в нынешних российских условиях практически невозможно ввести жесткий контроль экологического ущерба, наносимого предприятиями. Существующая система нормирования основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе и воде. А у этой системы специалисты выделяют два существенных недостатка: избыточно жесткие требования (нормируются более двух тысяч загрязняющих веществ) и субъективные решения по введению лимитов, что позволяет устанавливать любое сверхнормированное воздействие.
В результате, действующее законодательство позволяет практически всем крупным промышленным предприятиям десятилетиями превышать установленные нормативы, выплачивая незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие, и не имеют никаких стимулов к модернизации. Заметим, что в развитых странах давно действует практика, когда компаниям выгоднее платить государству, если они закупят современное оборудование, чем терять деньги на оплату огромных штрафов, а также из-за простоя производства, нарушающего экологические нормы.
По различным данным, отходы производства в России составляют более 20 миллионов тонн вредных выбросов в воздух. По оценкам экспертов, почти треть проб воды в российских водоемах и реках не соответствует санитарно-химическим нормативам.
Казалось бы, актуальнейшая проблема требует скорейшего решения. Однако озвученные в этом материале вопросы и проблемы поднимались еще в 2003 году на президиуме Госсовета, тогда же были даны поручения правительству, которые документально оформились в указе в 2008 году. А чиновники и власти по-прежнему винят в бездействии принятых законов отсутствие одного или нескольких подзаконных актов. Остается надеяться, что природа этого казуса лежит скорее в области коррупции и жажды наживы, нежели в халатности и вредительстве.