Одним из наиболее серьезных последствий всемирной пандемии коронавируса может стать тяжелейший ущерб, нанесенный бизнесу практически во всех областях экономики. Все больше стран склоняются к введению мер поддержки предпринимателей вплоть до временной или долгосрочной национализации различных социально важных компаний. В то же время многие корпорации и предприятия находят возможности для встречного движения: неоценимой помощи государству и обществу в борьбе с COVID-19.
РАПСИ сравнивает зарубежные прецеденты с инициативами «Роснефти» помощи врачам в нашей стране в качестве примеров новой правовой формы взаимной ответственности государства и бизнеса.
Поддержка врачей в кризисное время является приоритетной задачей государства, на реализацию которой правительством уже выделено более 45 миллиардов рублей. Тем не менее проблема нехватки масок, перчаток, защитных костюмов в некоторых субъектах РФ еще не решена, заявил на неделе журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Следует заметить, что со схожими проблемами столкнулись власти практически всех стран мира. Это едва не стало поводом даже для международных конфликтов. Например, недовольство у Германии, Франции и Канады вызвало поведение США. Американские власти перехватили или перекупили миллионы защитных масок для медперсонала и спасателей, заказанных этими странами. Иногда это происходило непосредственно перед вылетом самолета с заказом из Китая.
Из-за роста числа заболевших многие страны испытывают аналогичный дефицит антисептических гелей и аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ). В этой связи заметную роль в поддержке медицины начали играть инициативы крупного бизнеса и отдельных активистов по обеспечению врачей всем необходимым.
В частности, американские автоконцерны Ford и General Motors предложили выпускать во время эпидемии на своих заводах аппараты ИВЛ. Последовать их примеру правительство Великобритании попросило Jaguar Land Rover и Toyota.
Некоторые крупные производители алкоголя в Европе перепрофилировались на выпуск антисептических гелей. Также изготавливать и бесплатно поставлять гели органам здравоохранения начали на французских фабриках, где ранее делали известнейшие марки духов и косметики.
Российский бизнес ни в чем не уступает данному международному тренду. Занимающие устойчивые позиции компании также присоединились к поддержке врачей, либо предлагая бесплатные услуги по своему профилю, либо инвестируя средства в значимые для медицины проекты.
Многие сетевые рестораны запустили по всей стране акции с возможностями для медицинских работников получить бесплатные обеды или доставку еды. Менее крупные предприятия ограничились разовым снабжением некоторых больниц.
Автомобильные бренды также поддержали российских врачей, предложив на безвозмездной основе десятки транспортных средств для оказания помощи пациентам, которые находятся в режиме самоизоляции. Правда инициативы концернов в основном коснулись только Москвы и области.
Однако если в вышеприведенных примерах речь шла только о предоставлении помощи по предпринимательскому профилю в рамках сферы услуг, то энергетический сектор необходимо отметить, как сферу бизнеса, частично взявшую на себя государственные функции. Результатом целенаправленных инвестиций в поддержку региональной медицины стало обновление медицинской инфраструктуры, что позволяет системно противостоять распространению эпидемии и заметно повышает эффективность лечения.
Так, например, при содействии «Роснефти» в городе Сызрани (Самарская область) после капитального ремонта крайне своевременно открылись поликлиника на 330 посещений в день и реанимационное отделение центральной городской больницы. Пресс-служба нефтяной компании отмечает, что капитальный ремонт был выполнен впервые за 50 лет эксплуатации медицинского учреждения.
Дочернее предприятие мирового лидера по добыче нефти – АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (РНПК) – оказала благотворительную помощь медицинским учреждениям Рязани. На средства нефтезавода было закуплено новое оборудование для перинатального центра и областной детской клинической больницы. В дополнение к этому РНПК поддержала акцию губернатора региона – #хочупомочьврачу – и безвозмездно передала местным медработникам 500 защитных комплектов, необходимых при контактах с заболевшими коронавирусом.
Напомним, на данный момент в Рязанской области известно о 316 случаях заражения, при отсутствии летальных исходов.
Любопытно, что инициативы компаний стимулируют на соответствующую активность и их сотрудников. Так, начальник смены центральной инженерно-диспетчерской службы «Сибнефтегаза» Николай Черепанов изготовил на 3D-принтере несколько десятков защитных масок для врачей Новоуренгойской городской больницы (Ямало-Ненецкий автономный округ). В настоящее время там проходят лечение несколько пациентов, у которых был выявлен COVID-19.
Еще один пример – сотрудник «РН-Няганьнефтегаза» (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) Илья Казаков, изготовивший и передавший медработникам специальные держатели для медицинских масок. Они направлены на уменьшение нагрузки на уши при длительном ношении. Партию таких держателей уже приняла и использует детская поликлиника.
«Понимаю, насколько тяжело носить маску целый день. Я как доброволец акции #МыВместе во время пандемии коронавируса предложил помощь медицинским учреждениям города в обеспечении сотрудников специальными держателями. Фигурная полоска позволяет значительно снизить нагрузку на уши, так как медработники в период борьбы с COVID-19 вынуждены носить защитные средства длительное время», – комментирует Казаков свой поступок.
Данные прецеденты могут служить примером своеобразной конверсии (частичной или полной) производства предприятий в сторону удовлетворения жизненных потребностей общества, что может служить обоснованием их поддержки государством в кризисные времена. Социальная ответственность бизнеса способна реализовывать государственные задачи при соответствующей оплате (как форме аванса/кредита в период, например, пандемии, так и в виде выплаты субсидий в будущем – компенсирующих затраты на безвозмездную помощь врачам сейчас).
Что еще более важно, участие крупного бизнеса в развитии социально важной инфраструктуры в кризисные времена является залогом новой формы правовых взаимоотношений с государством.
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов опасался, что пандемия коронавируса приведет к разрастанию госсектора и национализации крупных предприятий. Однако пример участия «Роснефти» в поддержке российской медицины и спасшей множество жизней помощи врачам показывает, что тесное сотрудничество бизнеса и государства возможно и без изменения форм собственности и вмешательства властей.
Нынешняя ситуация может стать поворотной в развитии бизнес-среды, если инициатива нефтяников будет воспринята не только в качестве образцового примера социальной ответственности бизнеса, но и интеграции его ресурсов для достижения государственных целей. В этом случае формирующиеся сегодня во всем мире нормы поддержки бизнеса властями могут привести не к национализации, а к интеграции его в государственные системы ко всеобщей выгоде: общества как получателя качественных услуг, бизнеса – в форме расширения рынков и предоставления гарантий государством на период кризисов, властей – ввиду получения новых факторов для реализации своих целей.
Людмила Кленько