Пока весь мир обсуждает вероятность заката после пандемии коронавируса эпохи глобализации, в России набирает силу актуальный тренд регионализации. Расширение прав местных властей способно не только ускорить развитие страны в новых геополитических условиях, но и сформировать перспективную модель экономики с высоким запасом прочности.
В президентском послании Федеральному Собранию РФ, которое было озвучено в январе этого года, одним из главных тезисов Владимира Путина было утверждение актуальной необходимости усиления роли губернаторов. Фактически эта задача оказалась выполнена уже спустя три месяца.
В указе от 2 апреля президент России обязал губернаторов «обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий» по борьбе с эпидемией коронавируса. Данное решение предоставило местным властям возможность воплощать в жизнь собственные методы управления регионами без унификации и обязательных согласований.
Указ получил и важнейшее финансовое обеспечение. Были внесены изменения в ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса РФ и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году». Поправки предоставили губернаторам универсальные инструменты для осуществления дополнительного финансового обеспечения мероприятий, связанных с устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Эта ситуация была поверхностно воспринята многими экспертами только лишь как экзамен для губернаторов, который принимает федеральная власть. Либо же в качестве обкатки разных сценариев решения кризисных задач. Высказывались предположения, будто данные экстренные меры введены лишь на период пандемии и никак не скажутся на расширении самоуправления регионов после ее окончания.
В действительности, достаточно открыть текст бюджетных поправок от 1 апреля, чтобы заметить: освобождение регионов от погашения в 2020 году бюджетных кредитов предусматривает направление высвобождающихся средств в том числе на финансирование дополнительных мероприятий социально-экономического характера. Кроме того, законом смягчаются ограничения на привлечение долговых обязательств.
Это означает, что после нормализации эпидемиологической ситуации в стране региональные власти получают правовые возможности для реализации собственных экономических инициатив без дополнительных согласований с центром. Расширение прав на привлечение инвестиций предоставляет возможности построения децентрализованных экономических связей.
Указанные законодательные поправки выступают залогом реализации на практике давно муссируемой теории «экономики регионов» или «экономики глобальных городов», которая в этом веке по прогнозам должна прийти на смену традиционным межнациональным отношениям. Таким образом, кризис глобализации, о котором сейчас говорят в связи с пандемией, был давно предсказан экономистами. Так же, как и способ его разрешения: выбор авторами экономических взаимоотношений городов и регионов вместо государств, которым остается политическая и контролирующая функции.
Традиционная модель глобализации предполагала специализацию труда между странами. Пандемия выявила непозволительную уязвимость системы. Поскольку производство некоторых товаров или деталей оказалось монополизировано одной из стран (например, более двух третей медицинских масок производилось в Китае, что привело к ускорению распространения вируса в мире после того, как торговля с Поднебесной была приостановлена), в момент кризиса может нарушиться вся цепочка поставок.
Одним из главных экономических последствий пандемии, вероятно, станет замена (полная или частичная) зарубежных поставщиков на внутренних. Международный опрос консалтингового общества EY показал, что почти половина всех фирм уже меняет схемы поставок из-за пандемии и сделает ставку на внутренние рынки, что приведет к концу глобализации в нынешнем виде.
Международное разделение труда заменяет межрегиональное, залогом эффективности которого становится расширение прав и возможностей местных властей.
Благодаря пандемии Россия оказалась во главе актуального процесса трансформации экономики. «Регионализация и федерализации России идет невиданными темпами. Россия сейчас союз регионов, местами даже городов. Вся власть губернаторам. Они принимают меры, вводят или не вводят наказания и ограничения. И они отвечают за последствия. Никогда еще губернаторская должность не была такой всесильной», - отмечал в соцсетях Александр Баунов, бывший дипломат, главный редактор сайта Московского центра Карнеги.
Санкции последних лет обеспечили России преимущество по сравнению с западными странами: наша страна оказалась более подготовлена к пандемии, поскольку вынужденно научилась обеспечивать себя и поддерживать экономику автономно. Также целенаправленный курс на суверенность в разных областях (с 2007 года) и вынужденные санкциями меры импортозамещения ставят Россию в привилегированное положения в условиях нового миропорядка, который очевидно сохранится после пандемии.
Ту роль, которую в мире до пандемии играли разные государства, теперь способны взять на себя города/регионы одной страны: в первую очередь, речь идет о специализации в производстве, выстраивании торговых цепочек. Самим регионам это позволит формировать стратегическую программу развития, ориентируясь не столько на государственную политику, сколько на собственные инфраструктурные и сырьевые возможности. Впоследствии такая стратегия способна привести к формированию горизонтальных контактов с зарубежными регионами. Пандемия продемонстрировала явное преимущество такой схемы, заключающееся в диверсификации вариантов поставок и снижение политического фактора (в случае закрытия границ, введения санкций и пр.).
Региональная теория обсуждается в экспертном сообществе уже достаточно давно, но нынешние эпидемиологические обстоятельства позволили направить на ее реализацию государственную поддержку. Крайне важно, что новая редакция перечня из 646 системообразующих предприятий, составленная Минэкономразвития России, теперь включила в себя организации, оказывающие существенное влияние на развитие региона, предприятия, обеспечивающие транспортную доступность удаленных территорий.
Новые полномочия позволяют создание аналогичных реестров на региональном уровне, в которые должны быть включены предприятия, ориентирующиеся на уровень экономики субъектов и крупных городов. Тем самым поддержка местных организаций станет симметрична развитию предприятий федерального значения.
В связи с расширением прав регионов в последнее время можно услышать опасения повторения истории «парада суверенитетов», пришедшегося на середину девяностых. Тогда главы некоторых субъектов использовали процессы федерализации для построения собственной вертикали власти, копирующей конфигурацию государственной. Тем самым они не развивали местное самоуправление, а лишь эксплуатировали иерархические возможности в собственных интересах.
В действительности эти опасения лишены объективного основания, поскольку легко заметить, что расширение прав регионов сегодня носит почти исключительно экономический характер. Политическую независимость нынешние поправки не предусматривают. Так же, как и возможностей местных властей своевольно ограничивать права жителей отдельных городов и субъектов. Что демонстрирует оперативное вмешательство федеральных властей в случаях зафиксированных на местах перегибов с попыткой закрытия границ, внедрения слишком жесткого режима карантина или ограничения продаж.
Экономика глобальных городов, о реализации которой давно думают российские власти, – это возможность более эффективно реализовывать свои права без побочных политических ограничений. Возможно, пандемия коронавируса выполнит столь же исторически важную функцию, как и эпидемия чумы в Средние века, приведшая к урбанизации населения, распространению городов и торговли между ними.