В этом месяце эксперты вспоминали крупнейшую в истории нефтедобычи аварию – катастрофу на платформе Deepwater Horizon, произошедшую в апреле 2010 года. Спустя десять лет энергетический сектор по-прежнему остается одним из самых опасных для экологии, из-за чего крупные компании этой отрасли активнее инвестируют в «зеленые» проекты.
Что такое «зеленые» инвестиции, почему правовым стимулятором стал нацпроект и зачем «Роснефть» организует экспедиции в Арктику – РАПСИ изучило юридические аспекты мирового тренда.
Произошедшая у берегов США авария на платформе Deepwater Horizon, в результате которой в воду попало около 650 тысяч тонн нефти, и ее последствия стали постоянным напоминанием о значимости развития новых технологий в энергетическом секторе по критерию снижения рисков и уменьшения негативных последствий для экологии. Устойчивое развитие в данном направлении требует не только плановых финансовых затрат, но и поступательного развития в сфере менеджмента, обновления корпоративных документов.
Охрана окружающей среды – не разовая мера, а поэтапный процесс, в котором важно задействовать все механизмы: и государство, и предпринимателей, и гражданское общество. Успех такого взаимодействия уже был выявлен на примере Евросоюза: аналитики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выяснили, что так называемая «зеленая» политика ЕС стимулирует бизнес на его территории к ускоренному развитию.
При этом менее изученными на данный момент остаются результаты взаимовлияния российской экологической политики, действующего законодательства и предприятий, занятых в сфере добыче углеводородов.
Экология в букве закона
Курс на точечное улучшение экологической ситуации в стране был взят еще в 2019 году – с подписанием соответствующего национального проекта. Его целью является кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, повышение качества питьевой воды, сохранение биологического разнообразия и эффективное обращение с отходами производства и потребления.
Являясь нетипичным нормативно-правовым актом с сильным компонентом политической составляющей, данный нацпроект, по сути, определил степень обновления законодательства на федеральном уровне. Так, ряд изменений коснулся водопользования и водоотведения, лесопользования и землепользования, обращения с отходами, водных биоресурсов, атмосферного воздуха, негативного воздействия на окружающую среду и т.д.
Интеграция «зеленых» правовых трендов основывается на действующих федеральных законах («Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»), специализированных кодексах, указах президента, региональном законодательстве и, конечно, Конституции. Нарушения за установленные нормы обращения с природными богатствами регулируются главой 26 УК РФ (экологические преступления).
Однако вышеописанные нормативно-правовые акты исходят из старой парадигмы закона: не упреждать, а догонять прогресс. Актуальность иного подхода к нормативно-правовой базе отразилась в недавнем сообщении спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Говоря о цифровизации, глава верхней палаты парламента тем не менее отметила важность превентивной политики законодателя в противовес реакционной.
«Хочу напомнить, что в современном мире законодательство должно быть, образно говоря, стратегическим, опережающим, ориентированным не столько на закрепление сложившейся ситуации, практики, сколько на создание правовых условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие страны в обозримом будущем, улучшение жизни граждан», – Валентина Матвиенко.
В связи с этим очевидным становится тот факт, что в нынешних условиях стимулирующую роль для развития ответственного отношения к окружающей среде играет не закон сам по себе, а «зеленая» политика государства, сформулированная как в нацпроекте, так и в последних выступлениях президента РФ Владимира Путина.
Непосредственно для крупного бизнеса еще одним мотиватором является и формирование международного престижа в условиях растущей роли экологического вопроса: долгосрочные планы компаний, особенно тех, что задействованы в добыче углеводородов, стали обладать решающим значением для построения партнерских отношений. Так, несоответствие требованиям Парижского соглашения по климату (ратифицирован РФ – прим. ред.) стали поводом для продажи Пенсионным фондом Дании акций крупнейших нефтекомпаний мира.
С заботой об Арктике
Для энергетического сектора, действующего в условиях повышенного риска угрозы загрязнений, вложения в охрану окружающей среды и экологические проекты – так называемые «зеленые» инвестиции – обладают особым значением. Безусловно, это не только инструмент формирования имиджа ответственной компании, но и реальная работа по организации безопасного производства.
Один из главных уроков аварии в Мексиканском заливе заключается в осознании необходимости предотвращения нефтяных разливов и поиска эффективных технологий их ликвидации. В масштабах российского нефтяной отрасли эта цель является первостепенной для Арктической зоны, поскольку на данный момент способы ликвидации разливов нефти во льдах и экстремальных природно-климатических условиях все еще не найдены.
Несмотря на то что работы в Арктике по исследованию экосистем и промышленному освоению ведутся несколькими нефтяными компаниями РФ, самый масштабный проект принадлежит «Роснефти». Уже на протяжении шести лет компания занимается изучением ледников и айсбергов, геологии Новой Земли и Северной Земли, моржей и белых медведей, не приступая при этом непосредственно к нефтедобыче. Последней новостью о деятельности НК в этом направлении стало сообщение о восьми запланированных экспедициях.
Средства, вкладываемые в изучение главных млекопитающих полярного региона, есть не что иное как «зеленые» инвестиции, поскольку их целью является бережное отношение к окружающей среде. К слову, «Роснефть» планирует вложить порядка 300 миллиардов рублей в «зеленые» проекты до конца 2025 года. Таким образом компания повысит объем уже состоявшихся инвестиций в экологию – 240 миллиардов рублей.
Как уже отмечалось, действия крупного бизнеса на благо окружающей среды являются залогом инвестиционной привлекательности, а ее гарантом – экологические рейтинги. Результаты анализа открытости компаний, политики устойчивого развития, применения новых технологий и пр. отвечают за престиж предприятия как на внутригосударственном, так и на международном уровнях. Причем последний пункт является более значимым показателем для авторитетных предприятий.
Среди последних оценок российских компаний по зарубежным стандартам – рейтинг по вопросам сохранения климата CDP (Carbon Disclosure Project). По итогам независимой оценки, «Роснефть» возглавила рейтинг российских нефтегазовых компаний, показав результат, превышающий среднеевропейский на два уровня. Важно заметить, что корпоративное управление и реализация инициатив, связанных с сокращением выбросов парниковых газов, были признаны образцовыми, получив наивысшую оценку – «А».
Действуя в рамках обозначенной властями «зеленой» политики, «Роснефть» и ее партнеры по энергетическому сектору, как правило, отталкиваются от корпоративных документов: кодексов деловой этики, уставов или планов компании. Получается, что при существовании мотиватора на государственном уровне – национального проекта – организации обладают и внутренним правовым потенциалом. Подобная вертикаль мотивации в своей лояльности позволяет масштабным задачам государственной политики стать значимыми для каждого отдельного человека: от менеджеров высшего звена до среднестатистических сотрудников.
Людмила Кленько