Совсем скоро у российских автовладельцев появится возможность получить электронный полис. С 1 июля в таком формате можно будет продлить уже имеющийся полис в своей страховой компании. А с 1 октября станет доступно и заключение первичных договоров ОСАГО в электронном виде.
При оформлении владельцу транспортного средства нужно будет ввести личные данные, а также идентификационный номер диагностической карты. Все бонусы и скидки рассчитаются автоматически. Доступ к электронной системе должны будут обеспечить все страховые компании, имеющие лицензию для продажи ОСАГО. В принципе, на сегодня база уже работает.
Электронный полис должен удовлетворить практически все потребности российских автовладельцев, зафиксированные социологическими опросами. Быстрое оформление без очередей (66%, данные компании «Ромир» - апрель 2015 года), отсутствие потребности куда-либо ехать (62%), что особенно актуально для тех, кто живет далеко от офисов страховых компаний (11%), оформить электронный полис дешевле (28%), и это можно сделать в любое время суток (26%), любой формой оплаты (14%).
Наконец, с 1 октября можно будет выбрать любую компанию в стране, а не только представленные в вашем городе (15%).
Среди аргументов против покупки электронных полисов автострахования лидируют опасения потенциальных пользователей оплачивать страховую премию банковской картой через Интернет (29%) и боязнь оказаться жертвой распространенных форм сетевого мошенничества. Для того чтобы эти страхи стали абсолютно беспочвенными, электронный полис должен будет визироваться электронной цифровой подписью (ЭЦП).
В качестве альтернативы ЭЦП первоначально планировалось разрешить гражданам использование СНИЛС - страхового номера индивидуального лицевого счета. Однако на прошлой неделе российский Минфин внес на рассмотрение парламентариев законопроект, разработанный во исполнение поручения правительства. Им предлагается упростить процедуру электронного оформления полисов, убрав необходимость введения номера СНИЛС, оставив только простую электронную подпись.
До сего момента весь проект электронного автострахования в России вызывал исключительно позитивные отзывы в экспертной среде. Большинство предложений учитывали мировой опыт и заимствовали наиболее эффективные решения. В этом контексте идея отказа от использования СНИЛС звучит как гром среди ясного неба. У специалистов предложение вызвало недоумение, а у участников рынка – опасения, что оно может даже пустить под откос все перспективное начинание.
Сложно понять, в чем именно состоит упрощение процедуры: электронную цифровую подпись, которая, по сути своей, является программным ключом, можно получить только в специализированной организации, в то время как разумная альтернатива ЭЦП – пресловутый СНИЛС – пропечатана на любой карточке пенсионного страхования зеленого цвета, имеющегося дома у каждого работающего человека. Это ни что иное как номер персонального пенсионного счета.
Примечательно также, что от СНИЛС Интернет-пользователю все равно не удастся отказаться, поскольку его требуется указывать при регистрации на официальном сайте государственных услуг. И тому есть разумное объяснение. Номер абсолютно индивидуален, его легко проверить, обратившись в Пенсионный фонд России. Таким образом, СНИЛС является вполне надежной гарантией для надежной идентификации страхователя.
Восстановить утерянный СНИЛС (читай – утраченную зеленую карточку), или получить новый, можно фактически без отрыва от своих дел – при помощи работодателя.
По закону достаточно просто прийти к нему и попросить заказать дубликат пенсионного свидетельства. В то время как за подтверждением электронной подписи, даже если страховщики примут все допустимые законом меры для облегчения участи автовладельцев и введут какие-то собственные ЭЦП, все равно первоначально придется идти либо в специализированную организацию (это «Ростелеком»), или в офис страховщика.
Возможно, разгадка данного парадокса кроется в том факте, что генерация и выдача каждой электронной цифровой подписи – платная услуга, за которую, к тому же, нужно вносить деньги ежегодно. Тогда как, образно выражаясь, монетизировать СНИЛС, очевидно, уже не выйдет.
Хочется надеяться, что в итоге будут найдены более эффективные и менее трудоемкие (и затратные) для страхователей из числа физических лиц способы для экономической поддержки перспективного нововведения.