КИЕВ, 14 июл - РАПСИ, Виктор Авдеенко. Конституционный суд Украины рассмотрит конституционность изменений в основной закон, в соответствии с которыми Украина превратилась из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику, сообщает в среду пресс-служба КС.
Изменения были внесены в Конституцию в 2004 году и вступили в силу в 2006 году. Согласно поправкам президент утратил, а парламент и правительство, наоборот, приобрели ряд полномочий. Рада теперь избирает премьера и министров, членов ЦИК и судей. За президентом осталось право вносить на утверждение парламента кандидатуры министра обороны, министра иностранных дел, генерального прокурора и председателя Службы безопасности Украины. Нынешний президент Виктор Янукович считает целесообразным отменить поправки 2004 года.
Подавляющее большинство в украинском парламенте (258 мест из 400) принадлежит коалиции в составе президентской Партии регионов (190 мест), Компартии и Блока Литвина. В начале июля коалиция заявляла, что намерена вынести вопрос об отмене конституционных поправок 2004 года на референдум, но 9 июля Рада неожиданно для "регионалов" запретила выносить этот вопрос на референдум. За соответствующее решение проголосовали 237 депутатов. По словам представителей оппозиционной фракции БЮТ, часть голосов за отдали коммунисты и представители Блока Литвина.
"Тринадцатого июля в Конституционный суд Украины поступило конституционное представление 252 народных депутатов Украины о соответствии Конституции закона "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года", - говорится в сообщении.
Согласно регламенту Конституционного суда, конституционное представление передано на изучение в секретариат КС.
Уже Ющенко неоднократно пытался вернуть себе полномочия, однако наталкивался на сопротивление оппонентов, которые предлагали даже продолжить конституционную реформу и превратить страну в парламентскую республику с символическими полномочиями президента.
Эксперты считают, что реформа 2004 года нарушила баланс властей и спровоцировала конфликты между президентом и правительством, постоянные в 2005-2009 годах. Проблема в том, что наделенный политической властью президент вынужден работать с правительством, которое - как во Франции - формирует не он сам, а парламент.