МОСКВА, 13 янв - РАПСИ. Министр транспорта РФ Игорь Левитин выразил удивление в связи с заявлениями некоторых представителей польской стороны об отсутствии доказательств давления на экипаж Ту-154, разбившегося под Смоленском с президентом Польши на борту.
Материалы технического расследования, обнародованные в среду Межгосударственным авиационным комитетом, свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши. По выводам экспертов, присутствие в кабине высокопоставленных лиц оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске любой ценой, несмотря на предупреждения диспетчеров.
"К сожалению, вызывают удивление слова об отсутствии доказательств давления на экипаж высокопоставленными пассажирами и что летчики не хотели совершать посадку. Не хочу вступать в полемику. Опять же, вчера все слышали расшифрованные записи", - сказал министр журналистам.
Самолет Ту-154 с бортовым номером 101 разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на российский аэродром "Смоленск-Северный". Жертвами авиакатастрофы стали 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Среди погибших президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны.
МАК в среду обнародовал окончательный отчет о расследовании, согласно которому непосредственной причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. С критикой результатов расследования выступил представитель Польши при МАК Эдмунд Клих, заявивший, в частности, об отсутствии доказательств давления на экипаж высокопоставленными пассажирами.
Левитин в этой связи отметил, что "оценка действий командующего ВВС давалась совместно российскими и польскими экспертами, и она однозначна".
По заключению летных экспертов и авиационных психологов, в том числе польских, присутствие главнокомандующего ВВС Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей "оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска".
"Понимаете, дело не в отваге что-то признать - дело в беспристрастном, объективном расследовании, и не надо бояться его результатов. Они важны для безопасности будущих полетов и предупреждения подобных катастроф", - сказал российский министр.