МОСКВА, 21 авг — РАПСИ. Апелляционная инстанция не поддержала распоряжение, согласно которому агрегаторам такси Uber и Lyft необходимо изменить юридический статус водителя с независимого подрядчика на сотрудника компании — как того требуют недавние поправки к законодательству штата Калифорния, сообщает BBC.
Представитель Uber заявил, что предоставленная судом отсрочка гарантирует, что «работа его критически важных сервисов не будет прекращена, пока мы продолжаем отстаивать право водителей работать свободно — как они и хотят». Lyft также приветствовал позицию судда, пообещав «продолжить борьбу за независимость и льготы для водителей».
Напомним, что 11 августа судьи Итан Шульман распорядился, чтобы компании взяли водителей в штат. Документ должен был вступить в силу вчера в 23:59 по калифорнийскому времени.
Соответствующее решение им было принято во исполнение закона, известного как California Assembly Bill 5 (AB5). Новелла была принята сенатом штата в сентябре прошлого года и вступила в силу в январе этого года. Ее положения существенно пересмотрели то, как компании должны квалифицировать работников и какие обязанности они несут перед ними, в первую очередь в вопросе социальных гарантий.
В частности, сегодня ни Uber, ни Lyft не обеспечивают водителей фиксированной нижней границей почасовой оплаты, страховой, не предоставляют декретный отпуск и не оплачивают больничные или сверхурочные часы работы. Такая ситуация характерна для многих компаний, которые связаны с так называемой «экономикой временной занятости» (gig economy), которая предполагает свободную и краткосрочную форму занятости, не подразумевающую оформление сотрудника в штат.
Для определения статуса соискателя был запущен специальный тест, ответив на вопросы которого, компания может узнать, к какой категории должна относиться вакансия — для сотрудника штата или подрядчика.
За несколько месяцев, прошедших с момента вступления в силу AB5, Uber внес изменения в свое приложение, например, разрешив водителям устанавливать свои собственные ставки, чтобы избежать влияния нового закона. Такая опция наряду с другими нововведениями, по мнению компании, должна была продемонстрировать, что водители работают в качестве независимых подрядчиков. Также агрегатор отказался накладывать штрафы на водителей, если они отказываются от заказа.
«Когда более 3 миллионов калифорнийцев остаются без работы, наши избранные лидеры должны сосредоточиться на создании рабочих мест, а не на попытках закрыть всю отрасль во время экономической депрессии», — заявила ранее Uber, комментируя постановление судьи Шульмана.
Соединенные Штаты не единственная страна, которая столкнулась с вопросом о том, как следует классифицировать представителей gig economy. Так, бизнес-модель Uber стала объектом рассмотрения в Верховном суде Великобритании по иску двух водителей, обвинивших компанию в несоблюдении своих обязанностей в качестве работодателя. В высший британский суд дело было передано после двух апелляций компании на решение суда по трудовым спорам, который в 2016 году встал на сторону истцов, признав, что им должны обеспечиваться основные права как штатным сотрудникам в понимании национального законодательства, в том числе на минимальную заработную плату, отпускные и больничные.
Один из основных правовых вопросов, которые лежат в основе иска к компании в Великобритании, — юридический статус водителя. Как поясняет Reuters, в настоящее время в Британии они рассматриваются скорее как индивидуальные предприниматели, нежели наемные работники. Это, в свою очередь, определяет права и обязанности Uber перед ними. В 2016 году суд постановил пересмотреть устоявшийся подход.
Американская компания выступила против этого, обжаловав решение. По ее мнению, водители должны попадать под категорию частных подрядчиков. «Они не были обязаны использовать приложение в какое-либо время или принимать поездки, предлагаемые им; Uber не платил им за какие-либо услуги, а водители несли все необходимые расходы», — цитирует Reuters материалы дела.
Первое слушание в ВС Великобритании по данному делу состоялось 21 июля этого года. Постановление ожидается не ранее октября этого года. От его содержания зависит правовое регулирование не только Uber, но и компаний, использующих аналогичную бизнес-модель, подчеркивает агентство.