МОСКВА, 11 сен — РАПСИ. Суд Евросоюза оставил без удовлетворения заявления предпринимателей Михаила Фридмана, Петра Авена, Германа Хана, Геннадия Тимченко и его супруги Елены, оспаривающих правомерность требований Регламента Совета ЕС 2022/1273, принятого в рамках санкционной политики союза.

Регламент, которым устанавливается требование подавать финансовую отчетность и контактировать с соответствующими компетентными европейскими органами, был принят в июле 2022 года под тем предлогом, что схемы обхода санкций становятся более изобретательными. Невыполнение установленных требований, в свою очередь, рассматривается как попытка обхода мер по замораживанию финансовых средств.

В суд в Люксембурге было подано два заявления в связи с принятием Регламента — одно от имени Фридмана, Авена и Хана, второе — от супругов Тимченко. При этом оба заявления были направлены в октябре 2022 года.

Заявители настаивают, что, поскольку требование о подаче финансовой отчетности и взаимодействии с компетентными европейскими органами в рамках санкционной политики не отражено в решении Совета ЕС по общей внешней политике и безопасности, это требование не может рассматриваться как необходимая мера. Более того, по мнению заявителей, принятие регламента, положения которого оспариваются, свидетельствует о злоупотреблении полномочиями, поскольку установление подобных требований относится к полномочиям государств-членов Совета Европы.

Суд, однако, обратил внимание на то, что законодательством ЕС допускается принятие Советом нормативных актов с целью внедрения или приведения в действие ограничительных мер с тем, чтобы обеспечить единообразие их применения во всех государствах-членах Совета Европы. 

Совет имел право установить требование об отчетности и сотрудничеству с компетентными органами, даже если оно не было отражено непосредственно в соответствующем решении, определил суд ЕС. 

Кроме того, суд полагает, что Совет ЕС никоим образом не ущемил право государств-членов Совета Европы, рассмотрев вопрос о том, как ограничительные меры должны быть реализованы и какое наказание должно применяться на их территории, учитывая, что за национальными органами власти остается решение относительно того, какой характер носит участие в обходе санкций – уголовный, гражданский или административный.