В среду, 25 июля состоится рассмотрение дела Минюста США против россиянки Марии Бутиной. Предполагается, что на нем будет разъяснен смысл выглядящего абсурдным обвинения. Причина такого непонимания сути дела может скрываться в неправильном восприятии смысла обвинений: пресса видит в них правовой конфликт, хотя по своей форме они больше напоминают политизированную акцию современного искусства. РАПСИ изучает правовые последствия выхода политики на арт-территорию.


Одной из самых эффективных форм современного искусства за последние 10 лет стал политический активизм. Благодаря вниманию зарубежных СМИ особенно востребован он оказался в нашей стране (от «Войны» до Павленского). Однако череда грамотных правовых и законодательных решений свела к минимуму кураторские сверхдоходы организаторов подобных акций.

Дело в том, что главной составляющей такого рода произведений является не сама акция (например, поджог двери ведомства или выбегание на футбольное поле), а реакция на нее в медиа: фотографии применения насилия при задержании, критика, возмущение экспертов и т. д. При рассмотрении этих акций строго в рамках хулиганских действий, не отвлекаясь на идейную «бижутерию», их результат сводится к нулю, и они признаются самими авторами не существовавшими.

Отсюда возникла потребность вывести отработанный механизм политического искусства за пределы юрисдикции российских законов. Есть достаточное число оснований считать дело Бутиной первым экспериментом в новом жанре. Особенно это любопытно в контексте того, что «художниками» едва ли не впервые выступают государственные институты. На основании пояснений искусствоведов РАПСИ составило правила функционирования этой акции.

Абсурд

Но для начала, пожалуй, следует уточнить, почему невозможно всерьез анализировать обвинения в адрес Бутиной правовым инструментарием.

Во-первых, претензии у американского правосудия к ней появились еще в апреле. Бутина добровольно в закрытом режиме в течение восьми часов давала показания представителям обеих партий в спецкомитете по разведке сената конгресса США, а также предоставила им тысячи документов. Она даже самостоятельно предлагала дать показания команде спецпрокурора Мюллера, но те не заинтересовались.

При наличии малейших подозрений в таком серьезном обвинении, которое ей было сейчас предъявлено, американской Фемидой предусмотрено ограничение свободы и передвижения. Однако же у Бутиной последние три месяца были все возможности вернуться на родину. Чего она не сделала, очевидно, имея основания чувствовать себя в полной безопасности из-за отсутствия вины.

Во-вторых, предъявленные обвинения лишены какой-либо конкретики о сути противозаконных действий Бутиной на территории США. При том что в ее вашингтонской квартире еще в апреле был проведен обыск, а ФБР получило доступ к переписке и содержимому ее телефона, это более чем странный факт. Как и то, что власти США до сих пор не предоставили российским дипломатам доступ к Бутиной, нарушая тем самым протокол.

Если же рассматривать все события последних дней в рамках законов функционирования современного искусства, таких явных парадоксов не наблюдается.

Выбор момента

Важнейшим элементом художественной акции является правильный выбор момента для ее проведения — когда она может выстрелить и привлечь к себе максимальное внимание, вызвав наиболее острые эмоции у широкого круга лиц.

Арест Бутиной может служить учебной иллюстрацией как идеальное совпадение посыла и времени его презентации. Задержание российской гражданки американскими спецслужбами произошло сразу после саммита в Хельсинки. Благодаря этому новости о «российской шпионке» и фотографии Путина с Трампом на одной трибуне появились одновременно.

В результате важнейшая информация о синхронном отрицании президентами России и США какой-либо причастности к русским хакерам и любым попыткам изменить ход предвыборной кампании в Америке оказалась заглушена скандалом с новым витком этой темы. Причем абсурдность озвученных версий является ее украшением, заставляя недоуменных читателей выискивать тайный смысл в опубликованной конспирологии.

Успех «дела Бутиной» был настолько ярок, что почти полностью затмил прошедшую в те же дни другую акцию: костюмированное выбегание на поле активистов во время финального матча чемпионата мира по футболу. Выбор времени и места в этом случае тоже идеален, однако устаревший формат акции не позволил ее организаторам извлечь из этого сколь-либо заметные дивиденды.

Напомним, расследование в отношении Бутиной началось в апреле этого года, поэтому решение задержать ее именно в такой день крайне сложно считать совпадением.

Выбор участников

Не менее важной задачей для привлечения широкого внимания СМИ и общественности к акции является выбор ее участников и презентация их ролей. В этом вопросе также авторы ареста Бутиной играют по всем правилам современного искусства.

Сама Мария интересна как публичная фигура международного масштаба. Благодаря своей общественной деятельности по легализации огнестрельного оружия она известна не только в России и США, но и в ряде других стран. За время руководства организацией «Право на оружие» она посетила с официальными встречами Израиль, Эстонию, Чехию и многие другие страны, установив в них партнерские и дружеские отношения с аналогичными сообществами.

Соответственно, у авторов были все основания считать, что как минимум активисты этих организаций инициируют в своих странах медиа-шумиху вокруг задержания Бутиной.

Важной деталью является публичная позиция главного героя акции по вопросу российско-американских взаимоотношений. Бутина неоднократно заявляла, что является ярой сторонницей того, что «Россия и США могут и должны быть партнерами на мировой арене». Характерно, что путь к достижению этой цели она видела не только в дипломатии, но и в гражданской активности — наличии совместных проектов.

Эта деталь позволяет акции иметь долгосрочный эффект, всплывая спустя время в качестве контекста при обсуждении любых международных инициатив гражданского общества.

Ну и конечно же, по-настоящему массовый, народный успех акции невозможен без провокационной детали, желательно немного скабрезного характера — т. н. «клубнички».

Кураторы ареста Бутиной учли и эту деталь. Вряд ли серьезное обвинение в мошеннической деятельности базировалось бы на подозрениях в сотрудничестве с бывшим пиарщиком кастрированного порноактера. Для художественной же акции это идеальный кастинг (см. «Павленский на Красной площади»).

По данным Daily Beast, американец, фигурирующий в деле Бутиной в качестве ее предполагаемого партнерав США, является, вероятно, активистом Республиканской партии Полом Эриксоном. Главный успех в его карьере датируется 1993 годом, когда Эриксон был пресс-помощником порноактера Джона Боббита. Последний прославился после того, как супруга в ответ на домашнее насилие отрезала ему ножом часть гениталий. Тогда Эриксон помогал Боббит организовать мировой тур Love Hurts («Любовь ранит»), в ходе которого они продавали футболки и разделочные ножи с автографами.

Эта история не имеет отношения к делу, но, безусловно, способна стать поводом для пересказа в качестве анекдота, добавляя имени Бутиной и российско-американским отношениям в целом скандально-вульгарный антураж.

Выбор жертвы

По мнению искусствоведов, идеальная художественная акция должна касаться сразу нескольких проблем. На уровне наименования и презентации лучше, если бы она затрагивала глобальные, вечные проблемы, однако основной укол (чтобы вызвать острую и яркую реакцию) должен быть направлен против конкретного статусного лица или организации.

Чаще всего в роли последних выступают спецслужбы, но поскольку в данном случае есть большие основания полагать именно их авторами-«художниками», то объект был избран вполне равнозначный, но представляющий гражданское общество.

При внешней тематике акции, которую можно определить как проблему российско-американских отношений, ее непосредственной целью выступает по всем признакам Национальная стрелковая ассоциация США. Именно неопределенные контакты с ней позиционируются в деле как попытки Бутиной якобы договориться о лоббировании российских интересов в Америке.

Бутина действительно встречалась с представителями НСА, бывала на их мероприятиях и привозила представителей ассоциации в Россию. Но в этом крайне сложно найти какой-то подвох, учитывая то, что сферой профессиональных интересов Бутиной является как раз легализация огнестрельного оружия, и она открыто заявляла, что собирается использовать в России для достижения своих целей американский опыт успешной деятельности НСА в этом направлении.

Почему же авторы уголовного дела выбрали столь странный повод для подозрений? Причина, вероятно, в том, что Национальная стрелковая организация считается «крупнейшей и наиболее финансируемой лоббирующей организацией в Соединенных Штатах». В частности, на президентских выборах в США в 2016 году НСА сообщила, что тратит более 30 миллионов долларов в поддержку Дональда Трампа. И это только по официальным данным.

Соответственно, попытка дискредитации НСА и выдумывание ее связей с Россией может служить признаком начала новой предвыборной кампании, способом не допустить переизбрание Дональда Трампа.

Выбор контекста и яркая деталь

Отсюда вытекает следующее правило акционизма. Хорошая акция — это неожиданная иллюстрация для широко обсуждаемой истории. В американской прессе арест Бутиной освещается, прежде всего, в контексте расследования вмешательства России в президентские выборы.

Можно было бы сколько угодно подгонять встречи россиянки с американцами во время ее учебы в США как попытку их завербовать, и сотрудничество стрелковых организаций в качестве канала передачи денег на кампанию Трампа. Но вряд ли эти истории вернули бы внимание читателей к почти исчерпавшей себя теме.

Необходимо разрушить шаблон, найти яркую деталь, у которой хватит заряда стать источником фантазий, домысливания, обмена догадками и эмоциями читателей. В качестве такой детали-инфоповода для данной истории был выбран Молитвенный завтрак.

Это ритуальное мероприятие общественно-политического характера имеет в США антураж события повышенного значения. Оно проводится в феврале, в Завтраке принимают участие несколько сотен человек, перед ними обычно выступает президент США.

Поэтому неслучайно, что спецагент Хельсон в своем заключении делает особый акцент на том, что Бутина принимала участие в Национальном молитвенном завтраке в Вашингтоне в 2016 году и якобы обсуждала возможность организации участия в нем через год президента России.

Хельсон не обнародовала никаких деталей «шпионской деятельности» Бутиной во время Завтрака, однако подарила СМИ своим рассказом крайне живописную деталь.

Последствия

Таким образом, дело Бутиной имеет крайне опосредованное отношение к правовой сфере. И есть большие основания подозревать, что в ближайшее время оно развалится в суде. Однако, даже если это произойдет в ближайшие дни, миссию свою оно уже выполнило: будущее эффективного партнерства двух стран снова поставлено под большой вопрос. 

Деструктивное влияние может затронуть и гражданскую сферу. После озвученных обвинений высок риск того, что любой россиянин, общающийся с гражданами США (и наоборот), будет рассматриваться как иноагент. 

В связи с этим Россия может быть вынуждена пойти на ответные меры, введя ответственность физических лиц за деятельность в качестве иностранных агентов. А также ответственность юридических лиц по этому же обвинению может стать не только материальной, но и уголовной. 

К сожалению, даже самые жесткие законодательные решения такого рода вряд ли смогут конструктивно повлиять на решение проблемы. Скорее отечественным законодателям следует изучить собственный опыт по приручению рядовых акционистов и найти способ распространить его на международные отношения.

Валерий Ермолин