Французская группа Space и ее лидер Дидье Маруани обвинили российского поп-исполнителя Филиппа Киркорова в плагиате. Мосгорсуд вернул иск по формальным основаниям. Теперь он должен быть передан в районный суд РФ или американский суд.
По мнению французских исполнителей, в песне Киркорова «Жестокая любовь» использованы мотивы их композиции Symphonic space dream. Маруани требует с Киркорова, а также с автора песни Олега Попкова и компаний ООО «Филипп Киркоров продакшн», Sony Music Entertainment, группы компаний Roneеs, а также ВГТРК сумму в общем размере 75,34 миллиона рублей.
«Иск Трунова в интересах Маруани к Киркорову и другим соответчикам возвращен, поскольку спор подсуден районному суду, а не Мосгорсуду. Кроме того, содержание перевода доверенности имело недостатки - из текста не следовало, что подавший иск наделен правом подписания и подачи иска от имени доверителя (Маруани). Согласно российскому законодательству, наличие таких правомочий должно быть специально оговорено», - пояснила возврат иска пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова.
Юрист Игорь Трунов, который представляет интересы французского коллектива, заявил, что к иску музыкальной группы Space к Киркорову могут присоединиться еще около 30 звезд шоу-бизнеса из США. По последним данным, это исковое заявление будет направлено уже в американский суд.
«Во-первых, у Филиппа Киркорова есть недвижимость в США, во-вторых, там же размещается Sony Records, являющаяся соответчиком по иску. Так что после консультации с американскими адвокатами по авторскому праву мы решили подавать иск в США. Суммы возмещения по спорам об авторских правах там совершенно другие - намного выше», - пояснил причины этого решения Трунов в интервью СМИ.
Как показывает более чем двадцатилетний стаж Киркорова на российской эстраде, обычно он официально покупает понравившиеся ему чужие композиции для собственного исполнения. Однако теоретически Киркоров вполне мог слышать эту песню группы Space даже вживую. Французский коллектив был создан в 1977 году и неоднократно приезжал с концертами в города России.
Как отмечалось в иске, факт плагиата был установлен комплексным автороведческим и музыковедческим исследованием в центре по проведению судебных экспертиз. Процент заимствования музыкального материала в «Жестокой любви», по данным заказанной французским автором экспертизы, составляет 43,27 %, а тематического — 31,25 %.
Автор «Жестокой любви» Олег Попков в комментарии для СМИ признал, что в произведении есть фрагменты, напоминающие припев песни Space «Symphonic space dream». Однако, по его словам, именно французские музыканты могли заимствовать мелодию из его песни. Он также допустил возможность подачи встречного иска.
Киркоров, в свою очередь, заявил, что впервые слышит о существовании группы Space, а его представители объяснили иск французских музыкантов желанием пропиариться.
Закрепление прецедента?
Появление этого иска именно сегодня, скорее всего, не случайно. Правовые события последних лет подготовили благодатную почву для нового пересмотра критериев определения плагиата. Защита авторских прав стремительно ужесточается, и это, по мнению экспертов, создает реальную угрозу того, что в ближайшее время популярная музыка может захлебнуться в вале судебных исков.
Поскольку рассмотрение иска, по всей видимости, будет перенесено в США, важно отметить тот факт, что еще недавно в Америке было достаточно лояльное отношение к заимствованиям в музыке. Критерием для определения музыкального плагиата считалось одинаковое последовательное совпадение нот, количество которых в США должно было составлять 11, что являлось самой большой последовательностью в мире.
Однако в прошлом году ситуация кардинально изменилась. И теперь, если дело по иску против Киркорова будет рассматриваться в США, то решение по нему предугадать будет практически невозможно. Причем российским судам, очевидно, также придется принять во внимание этот прецедент, поскольку ответчиком выступает одно из важнейших лиц отечественной поп-сцены.
Причина особого внимания к этому иску в том, что полтора года назад в США было вынесено прецедентное решение по делу о плагиате, которое влиятельный британский журнал NME и вовсе назвал «катастрофой для музыки». Теперь адвокаты и юристы гадают, будет ли это судебное решение принято судами в качестве нового критерия, радикально расширяющего возможности признания практически любой композиции плагиатом.
10 марта 2015 суд присяжных в Лос-Анджелесе признал плагиатом песню Робина Тика «Blurred Lines», придуманную в соавторстве с продюсером Фарреллом Уильямсом. По мнению присяжных, они украли песню соул-певца Марвина Гэя «Got To Give It Up» и должны заплатить за это 7,3 миллиона долларов. При том, что своим соавторам она принесла лишь по 5 миллионов долларов.
Самое интересное заключается в том, что предметом для иска стала кража не основной мелодии, а заимствование общей композиции песни. Из данных экспертизы следует, что песни объединяют главная мелодическая фраза в вокальной мелодии, несколько небольших отрывков, характеризующих песню, басовая мелодия, партия клавишных и «необычный выбор перкуссии». Таким образом, суд полностью отказался от признанного критерия плагиата в виде повторяющейся последовательности нот.
Фаррелл Уильямс настаивал, что просто вдохновлялся звуком семидесятых и хотел воспроизвести общее ощущение диско-фанка. Фактически решение суда не опровергло его аргументы. «Blurred Lines» похож на хит Марвина Гэя примерно настолько же, как один хит диско похож на любой другой, не говоря уже о таких «гомогенных» стилях как блюз, хип-хоп, панк, где подавляющее большинство песен сделано и делается по одной схеме.
Насколько известно, впервые плагиатом признана песня, где позаимствована не основная мелодия, а общее ощущение и детали аранжировки. Фактически это грозит тем, что плагиатом вскоре может стать сочинение любой композиции в согласии с признанными правилами какого-либо жанра с богатой историей (не говоря уже про народные мотивы).
Плагиат или миф?
Рассмотрение иска против Киркорова (особенно в США) в этом контексте обретает принципиально важное значение.
С одной стороны, последовательное признание плагиатом всех подозрительных совпадений позволит сформировать сколь-либо единообразную практику в одном из наиболее спорных и неоднозначных правовых вопросов.
С другой же стороны, судьи за прошедшие полтора года уже должны были осознать какими последствиями грозит прецедентное применение решения по делу Тика-Уильямса. Вполне логичным и полезным для гармонизации правового поля в шоу-бизнесе может стать попытка уравновесить прошлогоднюю эскалацию рядом последовательных отказов авторам в сомнительных случаях нарушения их прав.
Насколько сложен вопрос защиты авторских прав в популярной музыке и неоднозначна практика его решения можно оценить хотя бы по самым ярким историям с легендарными исполнителями.
Сразу же после выхода дебютного альбома Led Zeppelin американский журнал «Роллинг стоун» обвинил группу в том, что они использовали тему песни шотландского фолк-музыканта Берта Янша «Black Water Side» в своей «Black Mountain Side». При этом сам Янш, что особенно актуально в связи с прошлогодним решением американского суда, всегда утверждал, что сам лишь написал вариацию на тему народной мелодии. Также издание утверждало, что аккорд в «Your Time Is Gonna Come» украден из песни «Dear Mr. Fantasy» группы Traffic. Полвека назад суд дело к рассмотрению не принял, а гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж сообщил, что народную мелодию ему показала та же фольклористка, что и Яншу. Лидер же Traffic Стив Уинвуд просто высмеял журнал.
В 1994 году итальянский суд признал Майкла Джексона виновным в плагиате у итальянского композитора Альбано Карризи. Вывод о том, что Джексон, по сути, лишь переименовал песню Карризи 1986 года «I Cigni de Balaka» в «Will You Be There», основывался на показаниях музыковеда Лучано Чаилли. Впрочем, позже выяснилось, что тот был глух на одно ухо и имел большие проблемы с музыкальным слухом. Адвокаты Джексона подали апелляцию, и в 1997 суд Милана снял с певца обвинение. Но самое интересное состоит в том, что этот же суд вскоре возбудил дело против самого Карризи по обвинению в краже мелодии из джазовой композиции 1939 года «Bless You (For Being An Angel)» Лейна и Бейкера.
Интересная попытка, весьма напоминающая нынешний поворот в интерпретации авторских прав, была предпринята в 2000 году. После выхода дебютного альбома Coldplay «Parachutes» сразу несколько известных английских музыкантов, пик карьеры которых пришелся на семидесятые (Кевин Эйерс, Эл Стюарт, Роберт Уайатт и др.) заявили, что Coldplay «эксплуатируют не только ходы и приемы групп т.н. «Кентерберийского направления» рока, но и пользуются темами и мелодиями конкретных песен». Крис Мартин подтвердил, что Coldplay действительно «похожи на множество других групп одновременно, но в чем наша вина? В том, что не даем в выходных данных каждой песни ссылки из ста пунктов на тех, кого мы любим и уважаем? Это не выход: нет ни одной песни, которая не напоминала бы какую-то другую - иначе как музыкальные журналисты могли бы описывать музыку новичков?» В отличие от сегодняшнего дня, тогда дело до суда не дошло. Возможно, именно благодаря этому целое десятилетие затем прошло под знаком успешного творческого переосмысления музыкальных стилей прошлых десятилетий самыми разными исполнителями по всему миру.
Знаменательный случай, демонстрирующий до какого абсурда может довести излишне трепетное отношение к защите авторских прав, произошел десять лет назад. В 2006 году бывший продюсер известной в восьмидесятые годы рэп-группы 2 Live Crew обвинил современную звезду хип-хопа 50 Cent в плагиате. Он якобы украл строчку из композиции Лютера Кэмпбелла 1994 года «It's Your Birthday» и использовал ее в своем сингле 2002 года «In Da Club». Суд принял дело к рассмотрению. Однако, когда судья узнал, что строчка, о которой идет речь, это фраза: «Это твой день рождения», то возмутился и оштрафовал истца за издевательство над судом на 50 тысяч долларов, которые велел заплатить The Beatles, у которых в песне «Birthday» 1968 года тоже есть фраза «It's Your Birthday».
Впрочем, случаи плагиата далеко не всегда доходят до суда, особенно когда речь идет о музыкантах равновеликих. Например, ни у кого не вызывает сомнений схожесть куплетов сингла «Dani California» 2006 года от Red Hot Chili Peppers и песни 1993 года Тома Петти «Mary Jane's Last Dance». Даже ведущие радиостанций призывали Петти подать в суд на современников, предоставляя ему в доказательство обличительный микс двух песен. Однако, сам Петти без стеснения заметил, что многие песни в рок-н-ролле звучат похоже, в чем он не видит злого умысла.
Так что, сегодня обвинения в плагиате скорее уж стали той деталью, которой, наверное, и придается музыканту окончательный статус признанного мэтра, и даже – звезды. Что же касается правового поля, то, очевидно, проблема защиты авторских прав нуждается в каком-то более четком критерии, нежели «общее ощущение» и детали аранжировки.