МОСКВА, 26 сен - РАПСИ. Высший арбитражный суд (ВАС) РФ не стал рассматривать в связи с неподсудностью заявление компаний аэропорта Домодедово, которые требовали отменить приказ министерства транспорта РФ, установивший в феврале 2011 года требования по обеспечению транспортной безопасности в аэропортах, сообщил агентству РАПСИ/infosud.ru представитель суда.

"Рассматриваемое заявление неподведомственно и неподсудно Высшему арбитражному суду Российской Федерации, как одному из судов системы арбитражных судов Российской Федерации, и подлежит возвращению заявителю", - говорится в соответствующем определении ВАС РФ, принятом 22 сентября.

ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" и ЗАО "Домодедово Пэссенджер Терминал" 15 сентября подали в высший арбитраж как в суд первой инстанции заявление об отмене приказа Минтранса РФ, принятого по следам теракта в Домодедово 24 января 2011 года.

Комментируя обращение в ВАС, в компаниях заявляли, что "аэропорт заинтересован в усилении мер противодействия террористической угрозе на объектах транспортной инфраструктуры со стороны всех участников процесса и рассматривает обращение в Высший арбитражный суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании нормативного правового акта - приказа номер 40 министерства транспорта РФ как инструмент совершенствования законодательства".

Утвержденные требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, нуждаются в переработке, считают в "Домодедово".

В отдельных пунктах требований устанавливается обязанность субъекта транспортной инфраструктуры "выявить потенциального нарушителя", но правонарушителем лицо становится только в результате противоправного деяния (умысел сам по себе не наказуем), указывает аэропорт. Другими пунктами требований устанавливается обязанность аэропорта и других субъектов транспортной инфраструктуры выявлять "материальные объекты, подготавливающие или совершающие акт незаконного вмешательства".

Документ, по мнению компании, также не учитывает положения иных законодательных актов, которыми установлены обязанности в сфере обеспечения безопасности и борьбы с преступностью и терроризмом. Кроме того, добавляется в сообщении, в нем заложен расширительный подход, при котором на субъекты транспортной инфраструктуры возлагаются функции, до сих пор считавшиеся исключительно государственными: выявление, предотвращение и пресечение преступлений.

Необходимость доработки требований, отмечается в сообщении, признается и другими участниками отрасли: ассоциация "Аэропорт" гражданской авиации, объединяющая 260 предприятий, обратилась в Госдуму с просьбой обратить внимание Минтранса России на проблемные вопросы, возникающие при выполнении приказа, а также Генеральной прокуратурой РФ, осуществляющей надзор за законностью ведомственных правовых актов.