МОСКВА, 4 мар — РАПСИ. Мировой суд Центрального судебного района Новосибирска в среду начал рассмотрение административного дела в отношении директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича по поводу скандала вокруг оперы «Тангейзер»; свои позиции в суде представили прокуратура и руководство театра.
История скандала
Премьера оперы «Тангейзер» на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ) состоялась в конце прошлого года. Действие драмы перенесено в современность, а Тангейзер предстает в образе режиссера, снявшего фильм «Грот Венеры» якобы о неизвестной, греховной жизни Иисуса Христа в молодости. Национальная газета «Музыкальное обозрение», определяя премии за 2014 год, назвала новосибирскую постановку спектаклем года.
В феврале этого года митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что обратился в прокуратуру с требованием соблюдения законодательства о правах верующих. В частности, по его словам, в постановке не по назначению используется церковная символика, что возмущает верующих людей. Прокуратура возбудила административные дела за «осквернение предметов религиозного почитания» в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссера постановки Тимофея Кулябина.
Статья «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение» предусматривает до 50 тысяч рублей штрафа для физических лиц (до 200 тысяч — для должностных) или обязательные работы на срок до 120 часов. В минувшее воскресенье 1 марта в Новосибирске прошел митинг «В защиту духовно-нравственных ценностей, против попыток раскола общества действиями, оскорбляющими религиозные чувства верующих». Участники акции потребовали снять оперы с показа и отправить в отставку главу областного Минкультуры и соответствующего городского департамента.
Позиция обвинения
В перерыве судебного заседания заместитель прокурора Новосибирска Игорь Стасюлис сообщил журналистам, что, по версии прокуратуры, постановка оперы «Тангейзер», где используется образ Иисуса Христа и христианского креста, оскверняет «предметы религиозного почитания».
«Мы изучили видеозапись оперы, декорации, в том числе постер порнографического содержания. Также имеется заключение эксперта — доктора богословия протоиерея Бориса Пивоварова, которое подтверждает нашу позицию. Мы считаем, что состав правонарушения имеется», — сказал он.
Стасюлис не исключил, что после вынесения судом решения по этому делу прокуратура будет ходатайствовать в суде о запрете показа оперы «Тангейзер» в первоначальном виде с использованием образа Христа.
«Мы понимаем, что этот образ использован для усиления психологического давления на зрителя. На постере, появляющемся в спектакле, изображена обнаженная женщина между ног которой использован образ Иисуса Христа. Мы считаем, что имеет место осквернение христианской святыни», — сказал он.
На суде Стасюлис заявил, что при имеющихся в распоряжении прокуратуры материалах говорить о проведении какой-либо экспертизы неуместно. «Это (нарушение) очевидно. Для этого не требуется специального образования. Мы считаем, что полученных в ходе прокурорской проверки материалов достаточно», — сказал прокурор.
Отвечая на вопросы судьи, прокурор сообщил, что считает осквернением образа Иисуса Христа сцену в спектакле, согласно которой, он находится в «Гроте Венеры», а также элемент постановки, где Иисус изображен между ног женщины. «Допуск такого изображения на большую сцену театра свидетельствует об умышленном осквернении образа Иисуса Христа», — сказал он.
Позиция защиты
Адвокат директора театра Сергей Бадамшин в суде отметил, что вынесение решения по делу невозможно без проведения комплексной искусствоведческой экспертизы, так как опера «Тангейзер» является сложным художественным произведением. Он считает, что прокурор при оценке произведения руководствовался лишь субъективной оценкой произведения искусства без просмотра самого спектакля.
По мнению адвоката, экспертное заключение доктора богословия не может являться доказательством позиции прокуратуры, так как это не в компетенции протоиерея. Кроме того, защитник отметил, что фактически представитель Русской православной церкви является заинтересованным лицом, так как обращение в прокуратуру написал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон.
«Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова… Гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается. Таким образом, законодательством закреплена свобода художественного выражения», — сказал Бадамшин, заявив ходатайство о назначении полной религиоведческой и искусствоведческой экспертизы оперы для определения признаков оскорбления христианских символов.
В свою очередь Борис Мездрич заявил, что утверждение прокурора о том, что правонарушение очевидно и не требует экспертных мнений, в корне неверно, и противоречит закону.
«Мы имеем дело с произведением театрального искусства. Это предмет сложный и многослойный, который апеллирует к различным проблемам искусства, культуры, религии и так далее. Считаю, что в данном случае представители прокуратуры монополизируют право на высказывание в отношении произведения. Это недопустимо», — сказал он.
Защита Мездрича также ходатайствовала о вызове в суд режиссера спектакля Тимофея Кулябина, художника-постановщика Олега Головко и других создателей «Тангейзера» для объяснений художественного замысла произведения. Суд согласился опросить свидетелей на следующем заседании.
В ходе заседания Борис Мездрич не признал свою вину, отметив, что обвинение прокурора строится лишь на основании выхваченного из контекста фрагмента спектакля. Он напомнил, что спектакль в целом вызвал большой интерес и успех у публики и театральных экспертов.
«Нельзя руководствоваться только заявлением митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, который сам спектакль не видел. Театральный спектакль — это такой художественный продукт, который надо видеть, прежде чем о нем говорить», — сказал он.
Директор театра отметил необходимость переговоров о спектаклях, вызывающих озабоченность православной общественности, а не обращений в прокуратуру. «Я уважаю всех, но нельзя принимать художественные решения, так как это не ваша компетенция. Ваша компетенция определена законом — назначьте экспертизу», — сказал он, обращаясь к прокурорам.
Адвокат также привел в суде мнения о ситуации вокруг спектакля «Тангейзер» известных российских театральных деятелей Александра Калягина и Олега Табакова, которые на этой неделе высказались в защиту постановки.
В итоге суд принял решение о переносе заседания на 10 марта для рассмотрения показания свидетелей. Рассмотрение вопроса о назначении комплексной экспертизы по опере «Тангейзер» судья отложила.