МОСКВА, 12 окт – РАПСИ. Конституционный суд (КС) РФ в ряде опубликованных в понедельник на сайте суда определений указал, кто именно может оспаривать проводящуюся в стране муниципальную реформу.
КС опубликовал определения об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Гурмана, Гуцуляка, Сулейманова, Вахрушева, Бобровой и Самарского областного отделения КПРФ на нарушение их конституционных прав отдельными положениями действующего законодательства о муниципальной реформе.
Основная претензия заявителей состояла в том, что оспариваемые нормы изменили структуру местной власти без учета мнения самих муниципалитетов и их населения.
КС в своих определениях отметил, что право на местное самоуправление - в отличие, например, от избирательного права - является не индивидуальным, а коллективным. Соответственно, далеко не каждый может оспаривать его предполагаемое нарушение.
Так, ни один из заявителей не представил свидетельств того, что закон был применен конкретно в его деле. Исходя из этого, их жалобы признаны не соответствующими требованиям федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ».
Плюс депутаты Госдумы
Вместе с тем, уже во вторник КС РФ рассмотрит запрос группы депутатов нижней палаты российского парламента, которые предъявляют схожие претензии к реализации муниципальной реформы, напомнили РАПСИ в суде.
Суд в открытом заседании рассмотрит дело о проверке конституционности частей 4, 5, 5¹ статьи 35 и частей 2 и 3¹ статьи 36 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и части 1(1) статьи 3 закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области».
Заявители не оспаривают конституционность конкретных моделей организации местного самоуправления. В то же время, по их мнению, оспариваемые нормы предоставляют региональным законодателям чрезмерную свободу действий. Фактически они могут произвольно выбирать один из предложенных вариантов структуры местного самоуправления, не учитывая мнения самих муниципалитетов и их жителей.
Кроме того, заявители полагают, что при новом регулировании не исключена ситуация, при которой в представительный орган муниципального района, формирующийся по системе делегирования, будут входить лица, не имеющие мандата от самого населения, а именно – главы поселений, избранные представительными органами поселений по итогам конкурсного отбора.
Спорное положение закона Иркутской области, по мнению заявителей, является примером того, что обновленное федеральное законодательство допускает установление субъектом федерации для конкретного муниципалитета безальтернативной модели организации власти.
Тем самым население Иркутска, с их точки зрения, было лишено права самостоятельно определить наиболее предпочтительный способ избрания мэра.-