МОСКВА, 23 мая — РАПСИ. Коллегия Палаты по патентным спорам повторно отказала ГУП «Петербургский метрополитен» в признании его фирменного обозначения общеизвестным в России товарным знаком, говорится в материалах ведомства.
Патентная палата пришла к выводу об отсутствии в материалах заявления предприятия доказательств общеизвестности на территории РФ этого обозначения, используемого ГУП в качестве товарного знака, в отношении вышеуказанных услуг на 1 января 2018 года.
Роспатент 28 апреля 2018 года отказал предприятию в признании его фирменного обозначения общеизвестным в России товарным знаком.
Однако Суд по интеллектуальным правам (СИП) 22 февраля признал недействительным решение ведомства, обязав Роспатент повторно рассмотреть заявление ГУП о признании обозначения, используемого в качестве товарного знака, общеизвестным в РФ.
Предприятие просит Роспатент признать изобразительное обозначение общеизвестным в РФ товарным знаком в отношении услуг 39-го класса Международной классификации товаров и услуг (перевозки пассажирские).
Изобразительное обозначение, в отношении которого испрашивается признание общеизвестного в РФ товарного знака, выполнено в виде стилизованной буквы «М» синего цвета. ГУП «Петербургский метрополитен», учредителем которого является Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, территориальное агентство Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом, было зарегистрировано в качестве юридического лица 6 октября 2000 года.
Заявитель сообщил, что для маркировки услуг по перевозке пассажиров он использует комбинированный товарный знак. Также ГУП является правообладателем изобразительного товарного знака, который воспроизводит обозначение, для которого испрашивается признание общеизвестного в РФ товарного знака.
Для подтверждения интенсивности использования данного обозначения заявителем представлены документы, свидетельствующие об объемах перевозок, о способах использования обозначения на проездных билетах и жетонах, для информирования пассажиров на станциях метрополитена и вестибюлях, на подвижных составах, на информационных указателях, интерактивных терминалах и стендах, на автоматах по продаже и пополнению проездных документов.
ГУП в Роспатент были представлены договоры на поставку и изготовление жетонов, бесконтактных смарт-карт, на которых размещено заявленное обозначение.
Основным аргументом в качестве доказательства широкой известности заявленного обозначения на территории РФ послужил тот факт, что Санкт-Петербург является «туристической столицей» России, говорится в решении ведомства. Кроме того, в подтверждение широкой известности заявленного обозначения представлена информация о количестве обучающихся в Санкт-Петербурге иногородних студентов, которые имеют право на льготный проезд в городском общественном транспорте и пользуются льготными проездными билетами, на которых изображен заявленный знак.
На основании этих данных заявитель делает вывод о том, что абсолютному большинству жителей Санкт-Петербурга, включая гостей, временно пребывающих в городе, известен знак Петербургского метрополитена, который ассоциируется с пассажирскими перевозками. Об известности заявленного обозначения жителям России за пределами Санкт- Петербурга, по мнению заявителя, свидетельствует тот факт, что изображение встречается в популярных произведениях литературы и искусства, документальных и художественных фильмах, мультипликационных фильмах, а также иных информационных источниках, к которым имеют доступ большинство жителей страны.
Роспатент отказал Петербургскому метро
Анализ представленных материалов показал, что интенсивное использование обозначения для маркировки услуг 39-го класса МКТУ ограничено только одним городом — Санкт-Петербургом, заметило ведомство. Это, по мнению Роспатента, не позволяет сделать вывод о том, что это обозначение получило самостоятельную известность на всей территории России в связи с осуществляемой деятельностью по пассажирским перевозкам Петербургского метрополитена.
Информация, представленная ГУП на скриншотах, не может являться объективным свидетельством известности заявленного обозначения на всей территории РФ, поскольку обозначение в них либо искажено, либо слабо различимо и не может привлечь внимание зрителей и пользователей youtube.com, отметил Роспатент.
В подтверждение общеизвестности изобразительного обозначения в связи с осуществляемой заявителем деятельностью метрополитен ссылается на результаты социологического опроса, проведенного в марте 2017 года Фондом содействия изучению общественного мнения «ВЦИОМ» методом уличного опроса.
Исходя из того обстоятельства, что опрос проводился в Северо-Западном регионе России, непосредственно примыкающем к Санкт-Петербургу, его результаты не могут быть экстраполированы на всю территорию РФ и его население, отметило ведомство. «Соответственно, результаты данного опроса нельзя признать объективными и достоверными для всей территории России», — говорится в решении Роспатента от 28 апреля 2018 года.