МОСКВА, 28 ноя — РАПСИ. Арбитражный суд Москвы частично удовлетворил иск департамента городского имущества Москвы о взыскании около 29 миллиона рублей с президента Российской академии художеств, скульптура Зураба Церетели, сообщил РАПСИ представитель истца.
В исковом заявлении содержалось требование о взыскании с ответчика 55,1 миллиона рублей, однако в ходе рассмотрения дела департамент изменил сумму требований.
Кроме того, в ноябре 2018 года Замоскворецкий суд Москвы удовлетворил иск московских властей о взыскании с Церетели более 500 тысяч рублей расходов на снос самовольно возведённых им пристроек к мастерским.
В иске говорилось, что префектура Западного административного округа города Москвы потратила свои средства на исполнение решения суда о сносе самовольных пристроек к мастерским скульптора на улице Брянской. Столичные власти ссылались на нормы закона, согласно которым исполнить решение и снести самовольные постройки должен был ответчик.
Судебные споры Церетели
Скульптор не первый раз становится в суде ответчиком из-за проблем с арендованной столичной недвижимостью. Последний конфликт удалось решить миром: в апреле 2017 года Замоскворецкий суд Москвы утвердил мировое соглашение между Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры и Церетели по поводу долга в 265 тысяч рублей за аренду особняка XIX века — дома Штейнгейля. Подробности соглашения не разглашались.
Осенью 2015 года Дорогомиловский суд Москвы обязал Церетели вернуть мастерским на Западе столицы первоначальный вид: город предоставил академику в аренду земельный участок на Брянской улице, где скульптор возвел пристройки, в которых располагались его мастерские, а также торговые точки.
А в 2010 году префектура Центрального округа Москвы просила признать незаконной реконструкцию здания в Товарищеском переулке, в результате которой площадь помещений выросла почти на 150 кв. м — с 525 до 674. Церетели, в свою очередь, просил признать за ним право собственности на это здание. Суд оставил без удовлетворения оба иска.
Зураб Церетели участвовал в ряде архитектурно-монументальных проектов: в 1993–1995 годах возглавлял проект по созданию мемориального комплекса на Поклонной горе; в 1994–1999 годах осуществлял художественное руководство и координацию работ по воссозданию храма Христа Спасителя; в 1996 году работал над созданием художественной концепции оформления Московского зоопарка; в 1997 году разработал общее художественно-дизайнерское решение Манежной площади.