МОСКВА, 17 июн — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ подтвердил отказ в пересмотре взыскания с нескольких иностранных страховых компаний по иску ОАО «Капитал страхование» перестраховочного возмещения в размере более 16 миллионов долларов за самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), разбившийся в Индонезии в мае 2012 года, говорится в определении суда.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе иностранных компаний, выводы судов не опровергают, заметил ВС. Также они не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (ХМАО) 8 апреля 2015 года удовлетворил иск страховщика к двадцати страховым компаниям. Апелляционный суд 13 июля 2015 года и арбитражный суд Западно-Сибирского округа 31 марта 2016 года оставили решение суда первой инстанции без изменения.
ВС РФ 23 сентября 2016 года отказал иностранным компаниям в пересмотре судебных актов по этому делу. «По существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве», — отметил ВС, добавив, что оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам истребованного дела, не установлено.
Однако затем иностранные страховщики подали заявление в арбитражный суд о пересмотре решения по новым обстоятельствам. Компании полагают, что настоящее дело следовало рассматривать в арбитражном суде Московской области, поскольку именно к его компетенции относится настоящий спор.
Арбитражный суд ХМАО 15 июля 2019 года, а затем апелляционный и кассационный суды отклонили заявление о пересмотре решения по новым обстоятельствам.
Как указал арбитраж, из определения Конституционного суда (КС) РФ, на которое ссылаются иностранные компании следует, что суд не устанавливал несоответствие Конституции закона, примененного арбитражным судом в настоящем деле, не рассматривал жалобу иностранных лиц по существу и не признавал обжалуемую норму права неконституционной.
История спора страховщиков
Ответчиками по иску изначально выступали 24 компании, однако в связи с частичной оплатой долга страховщик ранее заявил отказ от иска к некоторым из них. Суд также по мере выплат неоднократно снижал сумму исковых требований, изначально истец просил взыскать 32,4 миллиона долларов.
Среди ответчиков указаны General Insurance Corporation of India, Assicurazioni Generali S.p.A., UK Branch, Swiss Re Europe S.A., Starr Insurance and Reinsurance Limited (London) и другие. Иск был подан еще в июне 2013 года.
Sukhoi SuperJet 100, выполнявший первый демонстрационный тур по странам Азии, разбился 9 мая 2012 года во время показательного полета в Индонезии. На борту находились 45 человек, в том числе восемь россиян, все погибли. Причиной катастрофы стал так называемый человеческий фактор, было установлено, что технических претензий к самолету нет.
Самолет был застрахован компанией «Капитал страхование», которая затем перестраховала свои риски на 95% на зарубежном рынке. Перестраховщиками на условиях синдиката Ллойда выступили более 20 страховых компаний, в частности, компании-ответчики ─ QBE Corporate, Starr Syndicate, Starr Insurance and Reinsurance, Muenchener Rueckversicherungrs-Gesellchaft AG, Dornoch, Catlin Insurance Company (UK).
На основании акта от 15 марта 2013 года указанная авиационная катастрофа была признана страховым случаем. Несмотря на наступление страхового случая, ответчики свои обязательства по выплате перестраховочного возмещения исполнить отказались.
После крушения самолета несколько ответчиков перечислили российскому страховщику 3,5 миллиона долларов для выплат родственникам погибших пассажиров. Однако позже, после расследования, они пришли к выводу, что крушение самолета не являлось страховым случаем, так как произошло в ходе демонстрационного полета, а страховка распространялась только на испытательные полеты.
Между тем судебные инстанции в Западно-Сибирском округе сочли данное летное происшествие страховым случаем.