САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 мар - РАПСИ, Михаил Телехов. Повышение пенсионного возраста для чиновников направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов, основано на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности и не носит произвольного, дискриминирующего характера, говорится в Определении Конституционного суда (КС) РФ, которым было отказано в принятии к рассмотрению жалобы Александра Ященко.
Мужчинам +5, женщинам +8
Заявитель оспаривал конституционность части 1.1 статьи 8 федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении №5 к данному федеральному закону.
Из приложенной таблицы видно, что пенсионный возраст чиновников повышается: женщинам – на 8 лет, мужчинам – на 5 лет относительно возраста, установленного действующим пенсионным законодательством. Таким образом, государственным и муниципальным служащим верхняя граница возраста выхода на страховую пенсию по старости на общих основаниях составит для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года. При этом установлен постепенный переход к этим возрастным границам - мужчинам до 2026 года и женщинам - до 2032 года.
Как следует из материалов дела, у Ященко, в связи с тем, что он чернобылец, проживавший в зоне отселения, пенсионный возраст наступил в 50 лет. На момент обращения в Пенсионный фонд России он замещал должность на государственной службе, поэтому в назначении пенсии ему было отказано. Правильность отказа была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе и на оспариваемую норму.
Либо госслужба, либо пенсия
Действующее законодательство повышает чиновникам возраст для назначения пенсии по старости.
Такая дифференциация, по мнению КС РФ, направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера.
"Кроме того, устанавливая такое регулирование, законодатель предусмотрел поэтапное введение его в действие посредством постепенного повышения возраста назначения страховой пенсии по старости. Тем самым соответствующим категориям граждан была гарантирована возможность адаптироваться к вносимым изменениям и осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав – на общеустановленных условиях, что предполагало бы прекращение соответствующих видов деятельности, либо на условиях, предусмотренных оспариваемым законоположением", - говорится в материалах суда.
КС РФ указал, что оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, за которым, как следует из состоявшихся по его делу судебных постановлений, было признано право на досрочное назначение страховой пенсии по достижении возраста 51 года.