САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 июн – РАПСИ, Михаил Телехов. Одиноко проживающие трудоспособные граждане, осуществляющие уход за пожилыми людьми старше 80 лет, должны иметь право на получение субсидии для оплаты услуг по ЖКХ в случае отсутствия у них дохода или при неравномерном доходе. Об этом говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Соответствующие выводы сделал КС РФ, рассмотрев жалобу жителя Тамбова Владимира Кузнецова, который просил проверить конституционность пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Отказали в субсидии

Как следует из материалов дела, Кузнецов с октября 2022 года по март 2023 года ухаживал за нетрудоспособными – своей мамой и ее сестрой. При этом он сам был признан неработающим, но трудоспособным.

Заявителем было взыскано не полученное за шесть месяцев пособие по безработице, которое, по решению суда, он получил единовременно: более 50 тысяч рублей.

"Эта сумма была признана судом полученной в месяц ее фактической выплаты, входящий в расчетный период. Расчетным периодом для определения размера субсидии был признан тот месяц, когда он ее получил. В итоге сумма среднемесячного дохода Кузнецова составила более пятидесяти тысяч рублей в месяц. В результате чего право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг у заявителя не возникло", — сказано в материалах дела.

Кроме этого, Кузнецов получал ежемесячные компенсационные выплаты, предусмотренные Указом Президента РФ № 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами". Эти суммы прибавляются к пенсиям нетрудоспособных лиц, за которыми осуществляется уход. И суды не признали их доходами Кузнецова, которые можно было бы учесть при исчислении среднемесячной суммы.

Суды, не опровергая того, что в остальные месяцы Кузнецов осуществлял уход за нетрудоспособными лицами, не нашли оснований для суммирования компенсационных выплат и дохода, полученного по решению суда, а также учета всех этих месяцев при исчислении среднемесячного дохода заявителя.

"То есть, суды посчитали, что если компенсационные выплаты не учитываются как доход, значит, доход отсутствует, а значит, начисление субсидии не положено, поскольку для определения объема субсидии нужно разделить доход гражданина на определенное количество месяцев, а "нулевой" доход не делится", — писал Кузнецов в своей жалобе.

Не может игнорироваться

КС РФ отметил, что оспариваемая норма не учитывает в качестве доходов неработающего трудоспособного гражданина компенсационные выплаты, связанные с уходом за нетрудоспособными гражданами, поскольку для усиления социальной защищенности нетрудоспособных лиц данная компенсация прибавлялась к их пенсии.

"Это согласуется с задачами социальной политики государства и не противоречит конституционным предписаниям", — указывает КС РФ.

Также он отметил, что по буквальному смыслу оспариваемой нормы для определения среднемесячного дохода одиноко проживающего гражданина не учитываются месяцы, в которые он не получил никакого дохода.

"Однако отсутствие доходов само по себе не является основанием для отказа в субсидии, если невозможность трудовой деятельности обусловлена уважительными причинами, среди которых уход за нетрудоспособными лицами. Данный подход основан на признании социальной значимости такой деятельности", — передает пресс-служба КС РФ позицию суда.

Таким образом, если неработающий трудоспособный гражданин документально подтвердил отсутствие дохода в расчетном периоде по причине ухода за нетрудоспособными лицами, то, по мнению КС РФ, при соблюдении иных условий предоставления субсидии он не лишен права на ее получение.

При этом КС РФ признает, что при получении, как в случае с Кузнецовым, разового дохода действующий порядок не предусматривает его распределения по всем учитываемым месяцам.

"То есть, такое регулирование не придает значения тому, что гражданин не получал дохода в иные месяцы, так как занимался социально значимой деятельностью", — подчеркнули в пресс-службе КС РФ.

Все это, в свою очередь, может привести к отказу в предоставлении субсидии, что безосновательно лишает социальной поддержки одиноко проживающих неработающих трудоспособных лиц, ухаживающих за нетрудоспособными гражданами.

В итоге КС РФ указал, что период ухода за нетрудоспособными лицами не может игнорироваться при определении количества месяцев в расчетном периоде, за который исчисляется размер среднемесячного дохода одиноко проживающего неработающего трудоспособного гражданина, осуществляющего такой уход, для решения вопроса о предоставлении ему субсидии.

Оспариваемая норма с учетом выявленного смысла не противоречит Конституции РФ. Данное истолкование не препятствует дальнейшему совершенствованию правил расчета среднемесячного дохода для определения права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг", — передает пресс-служба КС РФ суть его решения.

Правоприменительные решения по делу Кузнецова подлежат пересмотру.