В последнее время проблема давления на бизнес стала причиной беспокойства не только самих предпринимателей, экспертного сообщества и института уполномоченного по правам бизнеса, но и силовых ведомств.
В рамках недавнего доклада в Совете Федерации Генпрокурор России Юрий Чайка обратил особое внимание на защиту прав бизнеса. Настораживающий факт состоит в том, что, по словам прокурора, меры, предлагаемые государством для защиты бизнеса, иногда оборачиваются против предпринимателей, становясь ещё одним коррупциогенным фактором.
В этой связи 2 июня в Госдуме состоялся круглый стол по теме «Реализация положений Послания Президента РФ по защите прав предпринимателей». На нем обсуждался комплекс причин административного, политического, экономического и даже культурно-исторического характера, из-за которых бизнес в России испытывает давление со стороны чиновников. От этого давления не застрахованы ни крупнейшие компании, вписанные в мировую экономику, ни самые небольшие предприятия в маленьких городах.
Главной темой круглого стола стала история уголовного преследования владельца аэропорта "Домодедово" Дмитрия Каменщика. Решениями судов различных инстанций было установлено, что аэропорт "Домодедово" выполнял все требования, предусмотренные на тот момент законодательными актами в сфере обеспечения безопасности.
На момент теракта законодательство РФ не требовало досмотра посетителей на входах в аэровокзал. Кроме того, досмотр на входах в 2011 году не относился к авиационной безопасности и мог осуществляться только сотрудниками МВД, а сотрудники аэропорта не имели права досматривать посетителей.
Люди погибли не от услуг аэропорта, а от умышленных действий террориста-смертника. Несмотря на это, уголовное дело в отношении и владельца аэропорта Каменщика, и менеджеров аэропорта до сих пор не прекращено, а следствие составляет реестр объектов аэропорта, подлежащих аресту.
Замдиректора по внешним связям аэропорта "Домодедово" Денис Нуждин отметил абсурдность ситуации, когда объект террористической атаки подвергается уголовному преследованию. И в то же время поблагодарил генпрокуратуру, «которая действительно стоит на защите прав предпринимателей и четырежды направила требования о прекращении уголовного преследования».
Эксперты давно заметили, что предметом неправомерного интереса со стороны чиновников часто становится успешный бизнес. Типичная схема для России – это вымогательство взяток у небольшого бизнеса на уровне территориальных отделений силовых и контролирующих ведомств. Но иногда чиновников интересует не регулярная рента, а активы бизнеса (земля, здания и т.д.) или сами успешные предприятия – особенно сильные игроки в перспективных отраслях, если речь идёт о крупном бизнесе.
И с этой точки зрения "дело "Домодедово" показательно. Возобновление закрытого уголовного дела, иски от потерпевших на суммы, в десятки раз превышающие все разумные и прецедентные решения собственных судов, опись и угроза арест имущества, арест непричастных менеджеров и, наконец, арест никуда не скрывающего пять лет собственника, который несмотря ни на что, развивает его за счет собственных средств, инвестировав в него более 50 миллиардов рублей. И только благодаря вмешательству первого лица государства акционер аэропорта был отпущен под домашний арест.
Нуждин в своем выступлении акцентировал внимание на правовом парадоксе дела Каменщика: "Несмотря на то, что замгенпрокурора, надзирающий за законностью в расследовании уголовных дел, направил четыре требования, результата никакого нет. Они формально рассмотрены и в них формально отказано".
В экспертной среде распространено мнение о том, что российское законодательство находится на стороне чиновника, а не на стороне бизнеса. Во многом это справедливо – об этом говорят многочисленные примеры рейдерства и злоупотреблений со стороны представителей власти, когда захват предприятий становится возможен благодаря противоречиям и лазейкам в законах. Используя административный ресурс, зависимость судов, а иногда и СМИ, заинтересованный чиновник почти наверняка сможет получить приглянувшийся актив, нарушая закон по существу, но не формально.
В этой связи Нуждин предложил поддержать инициативу, которую озвучил в одном из комментариев по ситуации в "Домодедово" известный адвокат Михаил Барщевский. "Он говорил, что поскольку прокуратуре предоставлено право поддерживать обвинение и даже она может отказаться от обвинения, в этом случае человека освобождают и не привлекают к ответственности. То нужно такое же полномочие дать и на стадии следствия, в том случае если прокуратура не поддерживает арест или домашний арест, ограничить право следователя на выбор меры пресечения в виде ареста или домашнего ареста. Вот если прокуратура поддерживает, тогда суд рассматривает и принимает, а если прокуратура не поддерживает, следователь пользуется другими мерами пресечения", - пояснил Нуждин.
В ответ на это председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков отметил, что, по утверждению начальника управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры РФ Алексея Пухова, такое правило раньше действовало.
"Его надо обязательно вернуть", - на этом решении сошлись участники дискуссии.
Таким образом, представитель генпрокуратуры признал существование проблемы. В своем выступлении Пухов согласился с тем, что рейдерство является большой проблемой.
Вымогательство и рейдерство со стороны представителей государства особенно обостряются в периоды экономических кризисов, когда происходит активная борьба за ресурсы. Текущий кризис не является особенным с точки зрения борьбы за ресурсы. Однако на этот раз государство делает ставку на российский бизнес, призывая его инвестировать в России. Именно предприниматели должны выступить одним из главных локомотивов развития российской экономики.
Для того, чтобы доверие власти и бизнеса увеличивалось, необходимо, прежде всего, откровенно обсуждать случаи давления на бизнес, как в экспертном сообществе, так и в ходе широкой общественной дискуссии. От государства в этой ситуации зависит многое, поскольку в его компетенции – восстановление законности, надзор за соблюдением прав собственности и наказание недобросовестных представителей власти.