МОСКВА, 5 мар - РАПСИ, Владимир Новиков. Возможное перераспределение ряда полномочий между главой государства и законодательной ветвью власти не требует принятия новой Конституции страны, считают эксперты, опрошенные агентством РАПСИ/rapsinews.ru.
В понедельник президент РФ Дмитрий Медведев поручил своей администрации до 20 марта представить предложения по подготовке проекта федерального конституционного закона о созыве Конституционного собрания.
Как изменить конституцию
Конституционное собрание является представительным органом, специально создаваемым для пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ (соответственно, "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции"). Собрание созывается, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.
Конституционное собрание либо подтверждает неизменность Основного закона, либо разрабатывает проект новой конституции, который принимается собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Явка избирателей должна быть более 50%.
О целесообразности изменения действующего Основного закона неоднократно в последнее время говорили представители парламентской оппозиции. Например, КПРФ предлагает передать часть президентских полномочий законодательной ветви российской власти.
В свою очередь лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов считает, что в законодательстве страны должна быть закреплена норма, по которой должностное лицо не вправе занимать свой пост более двух сроков.
В поисках идей
Один из разработчиков действующей Конституции РФ, доктор юридических наук Михаил Краснов не считает целесообразной разработку и принятие текста нового Основного закона страны.
"Сегодня налицо необходимость перераспределить баланс полномочий между президентом и парламентом. Но чтобы добиться этого, не нужно созывать Конституционное собрание. Перераспределения полномочий можно достигнуть путем принятия закона о поправках к Конституции", - считает он.
Кроме того, по мнению собеседника агентства, "состав Конституционного собрания, если таковое будет созвано, не будет адекватен тем группам интересов, которые в настоящее время имеются в России".
Судья Конституционного суда (КС) РФ в отставке Тамара Морщакова полагает, что в первую очередь следует разобраться с тем, как на практике и в каком объеме применяются положения действующей Конституции страны. "Сейчас невозможно сказать, какую именно новую Конституцию мы в итоге можем получить, и сохранит ли она те рациональные зерна, которые имеются в тексте нынешнего Основного закона". По мнению экс-судьи КС РФ, сегодня также "совершенно неясно, какими идеями собираются вдохновляться разработчики новой Конституции, ведь не проработаны даже сами такие идеи".
"Если же речь в итоге будет вестись просто о перераспределении полномочий между президентом и парламентом, данная юридическая проблема может быть решена путем обычных изменений Конституции, и для этого не потребуется созывать Конституционное собрание", - сказала Морщакова.
Точечные изменения
Другой автор действующей Конституции РФ, руководитель аппарата Счетной палаты РФ Сергей Шахрай напомнил, что российский Основной закон является "рамочным документом, без изменения которого можно производить очень серьезные преобразования". "Я говорю о принятии специальных конституционных законов, к примеру, регулирующих взаимоотношения правительства РФ и парламента, чтобы такие законы расширяли возможности для взаимодействия двух ветвей власти", - подчеркнул Шахрай.
Комментируя инициативы по изменению Конституции РФ ряда представителей парламентской оппозиции, эксперт отметил, что "для перераспределения полномочий между президентом и парламентом созывать Конституционное собрание нет необходимости, так как этот вопрос не регулируется главами 1, 2 и 9 Конституции".
"Помимо прочего, важно помнить, что Владимир Путин - первый и единственный российский президент, который после прихода к власти в 2000 году не переписал под себя Основной закон страны", - добавил Шахрай.