Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
Законопроект о лишении на срок до 10 лет водительских прав тех, кто был пойман за вождение в пьяном виде, внесен в Госдуму, соответствующая информация размещена в информационной системе обеспечения законодательной деятельности парламент, сообщило в среду агентство РИА Новости.
Его авторы – депутаты законодательного собрания Калужской области. Надо отдать им должное – оперативно сработали. Трагедия на Минской улице, где 22 сентября пьяный лихач отправил на тот свет сразу семь человек, случилась ровно за неделю до того, как документ был зарегистрирован в аппарате Госдумы.
Калужские народные избранники подошли к процессу закручивания законодательных гаек самым радикальным образом. То есть как того требует сегодня не только президент, но и общественное мнение.
Так, они предлагают увеличить срок лишения водительских прав для тех, кого поймают за рулем в пьяном виде, практически в пять раз – с двух до пяти-десяти лет.
Параллельно с этим санкция за езду вообще без прав, по их мнению, должна быть не 2,5 тысячи рублей штрафа как сейчас, а 50 тысяч рублей. Срок административного ареста за управление автомобилем водителем в состоянии опьянения и при этом не имеющим прав (или временно их лишенным) депутаты предлагают увеличить в два раза – с 15 до 30 суток. Арест невозможен? Значит, пятитысячный штраф следует заменить на 300-тысячный. Если же водитель уже лишался права управления транспортным средством за пьяное вождение, повторно лишать прав его предлагается не на три года, а сразу на 10 лет.
Но, как часто бывает, спешка до добра не доводит. Вольное обращение с юридической техникой бросается в глаза сразу по прочтении документов, сопровождающих законопроект. К примеру, пояснительная записка к нему занимает от силы половину листа формата А4, и содержит общие фразы о том, что число автомобилей в последние годы выросло. Из этого бесспорного тезиса вытекает тривиальный вывод - выросло и число "пьяных ДТП". Поэтому, под громкие одобрительные аплодисменты, пора начать уже карать виновных, полагают пока еще безвестные авторы документа.
Согласен, начать-то давно пора. Но при этом никто не отменял правило: подобные документы следует составлять так, чтобы их содержание осознал даже школьник. Пояснительная же записка не содержит ни статистики аварий, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения, ни то, в какой валюте будут взиматься увеличенные в разы штрафы. Догадайтесь сами!
Кроме того, поспешность внесения данного законопроекта в нижнюю палату ставит под сомнение практическую реализацию пожелания премьер-министра Медведева и части депутатского корпуса вновь повысить разрешенный порог содержания алкоголя в крови с абсолютного нуля до 0,3 промилле. Ведь приняв инициативу калужских парламентариев даже в первом чтении, думское большинство, чтобы не портить имиджа последовательных борцов с пьяницами на дорогах, сделает вид, что и в остальном стоит соблюсти статус-кво. А значит те, у кого на дороге заветная трубочка инспекторского алкотестера покажет хотя бы 0,001 промилле, будут ходить пешком не 1,5 года, а, как минимум, в три с половиной раза больше. Причем без надежды на пересмотр дела. Саму процедуру освидетельствования никто менять не собирается!
Наконец, общий момент. Инициатива региональных народных избранников никак не учитывает коррупционную составляющую. Я бы еще понял, если б одновременно с поправками в Кодекс РФ об административных правонарушениях депутаты предложили поправки и в Уголовный кодекс РФ, увеличивающие сроки наказания инспекторов ГИБДД, отпускающих за деньги пьяных на дороге, хотя бы до 10 лет лишения свободы. Однако этого ожидаемо не произошло. И вряд ли произойдет.
А жаль. Ведь нынешние кратные штрафы за взятки, введенные не так давно, на некоторых людей в форме ДПС действуют также, как поваренная соль на тараканов. То есть – никак.