МОСКВА, 14 авг - РАПСИ, Гульнара Вахитова. Коллекторы с энтузиазмом восприняли возможность приобретения правового статуса своей деятельности в случае принятия закона о потребительском кредитовании, однако считают, что дополнение закона нормой о запрете на личное общение с должниками может привести к ухудшению платежной дисциплины, а это чревато негативными последствиями не только для всего долгового бизнеса, но и экономики в целом, выяснил "Прайм".
Во вторник газета "Коммерсант" сообщала, что законопроект о потребительском кредитовании в РФ будет дополнен нормами о правилах взыскания просроченной задолженности, решение принято в ходе доработки документа. Согласно предложениям МЭР, заемщик-неплательщик может потребовать прекратить личные встречи или телефонные переговоры с коллекторами. В этой ситуации взыскатель сможет общаться с ним только по почте и посредством SMS, причем не чаще чем два раза в сутки, строго в дневное время.
Для нарушителей предполагаются штрафы: для должностных лиц от 5 тысяч до 20 тысяч рублей, а для юрлиц - до 100 тысяч руб. Если штрафы не изменят поведение взыскателей, им грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом защита заемщиков, по мнению разработчиков, должна перейти в ведение Центрального банка. Ранее Минюст предлагал сохранить эту функцию за Роспотребнадзором.
В первом чтении законопроект о потребительском кредитовании был одобрен Госдумой 23 апреля и не регулировал вопросы взаимодействия коллекторов и заемщиков при сборе просроченных долгов. Согласно поручению президента РФ Владимира Путина, закон должен быть принят до 15 декабря 2013 года. За доработку законопроекта отвечает Минфин.
Коллекторы хотят общаться лично
Профессиональные взыскатели долгов сошлись во мнении, что регулирование отрасли на государственном уровне является позитивным сигналом для рынка. Однако с явной настороженностью отнеслись к возможному запрету на непосредственное общение с заемщиками-неплательщиками, усмотрев в законопроекте явный перекос в сторону заемщиков.
"Мы как участники рынка, безусловно, рады, что деятельность по взысканию долгов будет упорядочена, в том числе в случае принятия закона "О потребительском кредитовании", однако некоторые пункты документа вызывают опасения и являются некоторым перекосом в сторону заемщиков", - указала заместитель генерального директора по продажам и маркетингу "Секвойя Кредит Консолидейшн" Елена Терехова.
Старший вице-президент "Национальной службы взыскания" Сергей Шпетер также поддержал идею о дополнении законопроекта нормами о правилах взыскания просроченной задолженности. "Однако мы не поддерживаем содержательную часть данных норм, предлагаемых МЭР. Право неплательщика требовать прекратить "непосредственное взаимодействие" с ним коллекторского агентства - личные встречи или телефонные переговоры - и допустить общение только по почте и посредством SMS, причем в строго определенное время, создают явный перекос в сторону заемщиков", - подчеркнул топ-менеджер.
Исполнительный директор Столичного коллекторского агентства Артем Плохов считает вполне логичным увязать законодательное регулирование коллекторской отрасли с принимаемым законом о потребительском кредитовании.
"Что же касается ограничений, о которых идет речь, то хотелось бы напомнить, что между правами и обязанностями необходим баланс. Это касается как должников, так и кредиторов. К обсуждаемому документу есть вопросы, однако мы очень надеемся, что в ходе работы над законопроектом будет достигнут компромисс", - выразил надежду топ-менеджер.
Мошенники ликуют?
В НСВ считают, что принятие данных норм приведет к росту злоупотребления со стороны заемщиков, изначально не желающих возвращать кредит. Компания опасается, что вступление в силу закона в данной редакции может привести к росту невозвратов и удорожанию стоимости кредитов.
Терехова из "Секвойи" согласна с мнением вице-президента НСВ. "Данное предложение - это прямой путь к ухудшению платежной дисциплины и к поощрению действий недобросовестных заемщиков, мошенников, что может отрицательно сказаться не только на бизнесе, но и на всей экономике в целом", - считает она.
Начальник отдела по возврату просроченной задолженности Райффайзенбанка Владислав Котельников высказал мнение, что данные поправки усложнят работу взыскателей, поскольку сделают более комфортными условия клиентам для неоплаты кредитной задолженности. По его словам, основную часть взыскания коллекторские агентства и внутренние службы банков проводят именно посредством телефонного общения и личных встреч с должниками.
"Если представить, что определенная часть клиентов оплачивает задолженность именно после разговора с коллектором, то после принятия поправок в законопроект данных ограничений клиент вправе направить некое письмо кредитору с просьбой не беспокоить его телефонными звонками и визитами по его месту жительства, уровень взыскания будет снижаться в целом по портфелю", - опасается Котельников.
Есть другие мнения?
Между тем гендиректор коллекторского агентства "Центр ЮСБ" Александр Федоров считает, что подобные ограничения на деятельность долговых агентств не скажутся на уровне сборов.
По его мнению, коллекторам может понадобиться определенное время на понимание того, за что штрафуют, и отработку фильтров на проблемных должников. "То есть возможны небольшие расходы на штрафы в первые полгода, но взыскание не снизится, наоборот увеличится, поскольку коллекторская деятельность станет регулироваться законом и ее нельзя будет огульно назвать незаконной", - сказал он.
Глава "Центра ЮСБ" не исключает варианта послабления ограничений. "Поживем - увидим", - заключил Федоров.
Глава Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Александр Морозов признал, что весь рынок коллекторской деятельности в России необходимо привести в цивилизованные рамки, но отметил, что "приводить в порядок деятельность по взысканию просроченной задолженности надо с помощью ввода обязательных СРО, а не путем предоставления гражданам возможности ухода от погашения долгов".
По его мнению, полный запрет на звонки неплательщикам приведет к разрыву контакта профессиональных взыскателей с должниками. "А это, согласитесь, никак не улучшит платежную дисциплину", - резюмировал Морозов.