МОСКВА, 17 мая — РАПСИ. В Государственную Думу РФ внесен законопроект, в котором предлагается ввести уголовную ответственность за злостное неисполнение решения суда о прекращении распространения или опровержения недостоверной информации. Текст документа опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.
Авторами инициативы выступили депутаты Сергей Боярский, Михаил Емельянов, Дмитрий Вяткин и Александр Грибов. Внести изменения предлагается в статью 315 Уголовного кодекса РФ.
Так, предлагается установить уголовную ответственность за злостное неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению, совершенное лицом, ранее в течение года привлекавшимся к административной ответственности за отказ от распространения лживых сведений или от их опровержения.
За такое преступление предлагается ввести наказание в виде штрафа до 50 тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до 240 часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев. Также лицо может быть привлечено к наказанию в виде лишения свободы на срок до одного года.
Помимо этого, депутаты предлагают внести поправки в Кодекс РФ об административных нарушениях (КоАП РФ). Согласно новой норме вводится ответственность за отказ от выполнения судебного предписания о запрете на распространение незаконных или недостоверных сведений или об их опровержении. За такое правонарушение штраф для граждан составит от 5 тысяч до 20 тысяч рублей; для должностных лиц — от 10 тысяч до 50 тысяч рублей; для юрлиц — от 50 тысяч до 200 тысяч рублей.
Авторы документа отмечают, что не всегда административная санкция может обеспечить надлежащее исполнение положений законодательства. В том числе в случаях нарушения противоправным деянием конституционных гарантий (закрепленных в Конституции РФ прав человека и гражданина). С другой стороны, не каждое правонарушение может признаваться общественно опасным деянием (статьи 2 и 14 Уголовного кодекса РФ). При этом уголовная ответственность, как наиболее строгая мера наказания, должна применяться лишь в крайних случаях, когда невозможны иные меры правового характера по восстановлению социальной справедливости, предупреждению совершения новых преступлений.
"Для обеспечения вышеуказанного баланса применения мер ответственности следует использовать механизм административнойпреюдиции — привлечение к уголовной ответственности возможно лишь в случае, когда меры административного принуждения не заставляют правонарушителя прекратить противоправное деяние", — отмечают авторы документа в пояснительной записке.