Россия вступает в затяжной предвыборный период - время наиболее благоприятное для объявления разного рода амнистий. В том числе, как показывает практика, налоговых. О том, что такое налоговая амнистия, чем она отличается от реструктуризации, к каким результатам приводила в недавнем прошлом, рассказывает юрист юридической компании "Налоговик" Марина Емельянцева.
Не существует таких людей, которые бы сами по доброй воле платили налоги. Это вполне понятное психологическое свойство человека, обладающего собственностью – делиться своим имуществом действительно не хочется. И поэтому стремление человека сэкономить на налогах можно понять, но если все начнут скрывать и экономить – разорится все государство в целом. Поэтому, пользуясь своей властью, государство всегда принуждает своих граждан платить налоги, главным инструментом выступают финансовые санкции за просрочку платежа и уголовная ответственность за значительные суммы, сокрытые от налогообложения.
На первый взгляд может показаться, что налоговая амнистия не вписывается в общую концепцию ст. 57 Конституции РФ, обязывающей всех платить законно установленные налоги. Однако это понятие отнюдь не означает простого списания и прощения налоговых "долгов". В силу принудительной и обязательной природы налоговых платежей как раз от уплаты налога амнистия никоим образом не освобождает. В современном экономическом словаре налоговая амнистия описана как освобождение от применения санкций за неуплату налогов и пеней по налоговой задолженности по отношению к лицам, которые признали задолженность и внесли долг в бюджет. То есть прощение в этом случае выражено лишь в отказе от наказания за неуплату, но не отказе от взимания налога.
Объявление любой амнистии, в том числе и налоговой, имеет свои причины, которые не всегда лежат на поверхности. Исторически амнистии объявлялись высшим государственным руководством для поддержания своего авторитета, для создания благоприятного имиджа монарха или диктатора в глазах простых граждан. Поэтому одним из основных поводов объявления амнистий многие исследователи этого явления признают своего рода "политический" аспект. Если налоговая амнистия действительно имеет политические цели (например, поддержка правящей партии перед выборами), то их достижение будет зависеть от масштабов амнистии и условий ее проведения. Но в любом случае, это вряд ли воодушевит граждан, имеющих небольшой достаток – ведь они вовремя и честно платили налоги со своих небольших доходов, а оказывается, что могли бы и не спешить с уплатой.
Другим основанием для проведения налоговой амнистии служит необходимость сгладить несовершенство действовавшей налоговой системы, когда за счет явных "прорех" законодательства имели место многочисленные факты неуплаты налогов. Примером такого мероприятия в отечественной налоговой истории может быть признана налоговая амнистия 1993 года, проводившаяся по Указу президента РФ № 1773 от 27.10.1993 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году". Тогда все юридические и частные лица могли задекларировать суммы ранее неуплаченных налогов и перечислить их в бюджет – тогда они освобождались от налоговых санкций. Срок на все был дан в один месяц и три дня, после чего при выявлении сокрытых от налогообложения доходов компаний налоговые органы обязаны были взыскать с них штрафы в трехкратном размере таких недоимок. Попутно хотелось бы заметить, что за весь период проведения амнистии в налоговые органы успели обратиться только две тысячи налогоплательщиков. Понятно, что планировали более существенные результаты – по оценке самого правительства, эта амнистия не оправдала ожиданий.
Действительно, цель налоговой амнистии не может и не должна заключаться в пополнении бюджета, это лишь переход отношений государства и налогоплательщиков на новый уровень, когда государство дает возможность легализовать имущество и доходы, полученные в обход налогового законодательства, а налогоплательщики признают свою обязанность по уплате с них налогов.
Поэтому следующая российская налоговая амнистия охватывала более продолжительный период – весь 2007 год, но тогда ее размах был ограничен одними только физическими лицами, в том числе и индивидуальными предпринимателями. Суть этой амнистии выражалась в том, что частные лица могли самостоятельно определить сумму своих доходов, полученных до 1 января 2006 года, и уплатить с них ровно 13 процентов. Однако учитывая что срок, в течение которого налоговый орган имеет возможность взыскать налоговые долги, ограничен тремя годами, особого смысла участвовать в амнистии лицам, получившим доходы в период до 2005 года не было. Получилось, что эта амнистия вообще была нацелена исключительно на лиц, скрывших доходы только в 2005 году. Хотя многие эксперты склонялись к тому, что правительство преследовало исключительно политические цели, поскольку проводилась амнистия в ходе предвыборной гонки и существенного значения на выход бизнеса из тени не оказала.
Санкции в зависимости от суммы долга и характера правонарушения могут быть применены различные. Соответственно, и налоговая амнистия может дать возможность избежать в разной степени нежелательных последствий: кому-то не будут начислены пени и штрафы, а для кого-то может быть прекращено уголовное преследование. Однако в уголовной, самой, казалось бы, суровой части, есть постоянно действующая норма ст. 28.1 УПК РФ, освобождающая от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших налоговые преступления и полностью возместивших в бюджет все суммы недоимок, штрафов и пеней. То есть возможность избежать уголовного наказания, по крайней мере, однажды, есть у каждого – и проведения налоговых амнистий для этого не нужно. Таким образом, на сегодня налоговая амнистия в России может быть проведена лишь в части прощения санкций за просрочку уплаты налогов.
Одной из последних новостей была информация главы налоговой службы о предстоящей реструктуризации накопившейся за долгое время задолженности в виде списания безнадежных долгов. Это списание намеренно не называют налоговой амнистией, поскольку проводиться реструктуризация будет самими налоговыми органами, чтобы "подчистить" недоимки, нереальные ко взысканию в связи с истечением срока давности. Это и ошибки самих налоговых органов, и неточности в данных, представленных налогоплательщиками или специализированными организациями.
Однако и в этом случае, и в случае объявления налоговой амнистии государство в лице налоговых органов неизбежно признает свою неспособность уследить за каждым налогоплательщиком, взыскать налоги и при необходимости наказать виновных в неуплате. Уповая на сознательность самих налогоплательщиков, государство, объявляющее налоговую амнистию, получает реальную оценку своей работы от граждан, "голосующих рублем" в казну и выражающих доверие (или недоверие) действующей власти.