Аркадий Смолин, специальный корреспондент РАПСИ
В Госдуму внесен законопроект, наделяющий правоохранительные органы полномочиями по получению конфиденциальной информации о недвижимости граждан, даже если у них нет в производстве уголовного дела.
Предложенные членом Совета Федерации Александром Торшиным поправки касаются статей ФЗ о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними (т.е. о ЕГРП), а также статьи 14 закона о кадастре недвижимости.
Этот, мало кем замеченный, законопроект способен кардинальным образом повлиять на перераспределение центров силы как в коррупционном поле, так и в крупном и среднем бизнесе. Однако формулировка документа ставит больше вопросов, чем, вероятно, способна дать ответов в случае принятия и начала работы закона. Фактически, по форме, это даже не законопроект, а открытый (где-то обнаженный) сигнал, содержащий в себе всю исходную информацию об изнанке антикоррупционной кампании.
Благодаря этому каждый читатель сегодня получает шанс из правильных ответов на предложенные ниже вопросы сложить маршрут к источнику миллионных доходов.
Начнем игру. На некоторые вопросы правильными являются несколько вариантов ответа.
Разработку своего законопроекта Торшин связал с борьбой с коррупцией. Что именно имеется в виду?
1. Защита граждан от клеветы.
Подсказка "помощь зала": "Про какого-то гражданина говорят, что у него есть одна недвижимость, другая, третья, запрос прислали, и выяснится, что ничего у него нет" (1)
2. Расширение полномочий правоохранительных органов для ускорения процесса отсева подозреваемых.
Помощь зала: "Можно еще до возбуждения уголовного дела навести необходимые справки об имуществе, и такая возможность станет одним из шагов в борьбе с коррупцией" (1)
3. Стимуляция конкуренции путем распространения коррупции на более низкий уровень.
Помощь зала: "Дознаватели, следователи и т.д. получают таким образом возможность шантажировать какую-то часть граждан" (2)
4. Легализация коррупционных инструментов.
Помощь зала: "Очень глубоко коррумпированные силовые структуры, которые не способны сами выйти из этого состояния, пытаются найти какое-то политическое прикрытие для продолжения этой деятельности" (3)
В ходе анализа законодательства Торшин выяснил, что у нас нет такой формулировки, как "правоохранительные органы". С какой целью законодатели проигнорировали нормативное закрепление статуса правоохранителей?
1. Чтобы правоохранительные органы в случае крайней необходимости могли игнорировать нормы законодательства.
2. Чтобы "правильные" люди даже на формальный запрос правоохранителей могли отвечать: "А кто вы такие?" (1)
3. Чтобы лишить сотрудников правоохранительных органов защиты от административного и криминального давления.
4. Чтобы продемонстрировать качество наших законов и законодателей.
Каких именно сотрудников правоохранительных органов предлагается оделить правом делать запрос об имуществе?
1 Следователей и дознавателей.
2 Оперативников и работников органов прокуратуры.
3 Начальников отдела ОВД и экс-сотрудников (ныне конкурентов по бизнесу).
4 Всех вышеперечисленных.
"В России сейчас нет правового механизма, который бы создавал предпосылки для уголовного преследования гражданина в случае обнаружения у него имущества, стоимость которого не соответствует его официальному доходу" (4). Что делать правоохранителям в случае принятия законопроекта Торшина?
1. Угрожать открытием уголовного дела, чтобы предполагаемый коррупционер вел себя скромнее.
2. Упрощать процедуру открытия уголовного дела, чтобы любой человек со сверхдоходами оценивал свои действии с позиции презумпции виновности.
3. Ужесточать контроль за подозреваемым, чтобы препятствовать получению подозрительных доходов.
4. Унижать подозреваемого, подбрасывать улики, чтобы бороться с коррупцией превентивными мерами: сажать власть и средства имущих, пока они не начали использовать свои возможности в противозаконных целях.
От кого охраняют законы о защите сведений конфиденциального характера?
1. Коррупционеров.
2. Вымогателей.
3. Шантажистов.
4. Бандитов.
Торшин известен как автор резонансных законопроектов, которые крайне редко проходят обсуждение в Госдуме. Кому на этот раз адресован его сигнал?
1. Владимиру Путину, заявлявшему о необходимости проверки собственности чиновников в компаниях энергетического сектора и членов их семей.
2. Дмитрию Медведеву, предлагавшему организовать комиссию, которая должна заниматься расследованием вопросов собственности представителей элиты.
3. "Элитам, которым следует консолидироваться вокруг власти" (2), поскольку все ее представители чем-то скомпрометированы.
4. Коррупционерам, которым необходимо выйти из госорганов, пока не началась тотальная проверка всех сверхдоходов чиновников на вопрос законности их происхождения.
После использования подсказки "50 на 50" варианты 2 и 4 компьютер признал неактуальными.
Торшин выразил недовольство действующими порядками проверки информации о возможности наличия состава преступления. После возбуждения уголовного дела зачастую приходится "потом долго мучиться, искать доказательства или же дело попросту закрывать" (1). Так для чего тогда вообще возбуждаются уголовные дела?
1. Для утверждения диктатуры закона. Дело возбуждается в целях независимого расследования, с соблюдением всех российских и международных правовых норм.
2. В интересах защиты прав граждан. Дело возбуждается в целях воспрепятствования контролирующими органами незаконного давления следствия на подозреваемого (шантажа, вымогательства). Поэтому в международной практике качество работы следователей никак не связывается с количеством привлеченных к ответственности.
3. В интересах статистики. Дело возбуждается, чтобы довести расследование до конца. Поэтому в российской практике закрытое уголовное дело является критерием неэффективности работы правоохранительных органов.
4. Для повышения уровня жизни сотрудников силовых органов. Дело возбуждается, чтобы вытянуть деньги из предпринимателя. "У нас количество возбужденных дел в разы превышает число направленных в суд. Большинство из них не обоснованы" (5)
Как повысить уважение к силовым органам в российском обществе?
Подсказка "звонок другу": "Печально, что все это превращает силовиков в ненавидимый обществом институт. Надо что-то делать с такой ситуацией, а вместо этого правоохранителям разрешают вмешиваться в частные дела граждан" (3).
Авторы цитат:
1 – Александр Торшин, первый вице-спикер Совета Федерации
2 – Николай Петров, член научного совета Московского центра Карнеги ("Независимая газета")
3 – Глеб Павловский, глава фонда "Эффективная политика"
4 – Сергей Варламов, партнер юридической компании "Налоговик" (РБК daily)
5 – Генри Резник, президент Адвокатской палаты Москвы