Александр Баринов, специальный коррепондент РАПСИ
С Нового года в России вступили в действие жесткие антиалкогольные меры, о которых последнее время так долго и много говорили власти. Ограничено время и места продажи спиртного, правила его производства и реализации.
На деле, однако, все оказалось не так страшно. Можно сказать, даже совсем не страшно. По крайней мере, для простых граждан, которые не озабочены проблемами производства и торговли спиртным, а рассматривают его исключительно как один из способов получения удовольствия.
Конечно, некоторые неудобства новые антиалкогольные правила и им доставили. Теперь даже не очень поздним вечером не купить не то что водки, но даже пива. Не успел загодя "затариться" - жди до следующего дня. К тому же, из-за увеличения акцизов, заметно выросли и цены.
Но, по большому счету, для истинных ценителей даров Бахуса это мелочи, к которым не так уж и трудно приспособиться. Тем более, что нынешнее антиалкогольное наступление не коснулось главного – свободы пития. Как ни удивительно, не смотря на все грозные обещания чиновников каленым железом выжечь давнюю привычку россиян "усугублять" на свежем воздухе, здесь после 1 января 2013 года ничего не изменилось.
Попытку загнать в жесткие рамки не только производителей и продавцов, но и покупателей спиртного, власти поначалу предпринимали. В принятых еще в 2011 году масштабных поправках в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", которые и вступили в силу с этого года, им тоже было уделено немало внимания.
Авторы закона предложили установить, что впредь гражданам позволено выпивать лишь дома или в ресторанах и кафе, имеющих на то соответствующие разрешения и лицензии. При этом власти не ограничились попыткой изгнать спиртное просто из всех прочих "общественных мест", но ввели в тот самый закон "Об ограничении распития" подробный перечень этих самых мест, в которых "не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции". Список получился длинным. В него вошли не только образовательные, культурные и спортивные учреждения вместе с прилегающими территориями, все объекты транспорта, включая аэропорты, вокзалы, "остановочные пункты" и АЗС, но также разные составляющие городской инфраструктуры – дворы, детские скверы, подъезды, лестницы и лестничные площадки и даже лифты жилых домов. Также в "свободные" от алкоголя попали и "зоны рекреационного назначения", такие как городские леса, парки, скверы, и даже пруды, озера и водохранилища.
Однако такая дотошность поборников трезвого образа жизни сама по себе создала чисто юридическую коллизию, поскольку приведенный выше перечень, как нетрудно обнаружить, оказался отнюдь не исчерпывающим. Например, не понятно, почему в него попали лифты лишь жилых зданий, из-за чего у какого-нибудь сутяжника-буквоеда может возникнуть логичный вопрос: считаются ли лифты нежилых домов также "общественными местами" или нет, и действует ли в них запрет на употребление спиртного? Также может вызвать вопрос, почему распивать алкоголь нельзя только в "городских" зонах – означает ли это, что за пределами городов, в том числе, в деревнях, селах или, к примеру, в станицах, этот запрет не действует?
Ну, и самое главное, что бросается в глаза – в столь детальный перечень не попало слово "улица".
Самое простое, что можно здесь предположить, что законодатель посчитал ее "другим общественным местом", которому в перечне свободных от алкоголя зон не нашлось отдельного места как бы как само собой разумеющееся. И потому правоприменительная практика сама все расставит по местам. Однако, очевидно, что при таком вольном подходе к описанию столь расплывчатого понятия как "общественное место", эта самая правоприменительная практика рано или поздно неизбежно обернется юридическими спорами.
Впрочем, это все в будущем. А к нынешней ситуации положения новых норм закона "Об ограничении распития", на самом деле, никакого отношения не имеют. Просто потому, что окончательный запрет на "свободу пития" в общественных местах не предусматривает никакого наказания за его нарушение.
Получилось так из-за того, что законодатель зачем-то решил прописать этот запрет в отдельном специализированном законе, не удосужившись привести в соответствие еще и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). В части отношения к пьяным и процессу распития спиртных напитков этот документ пребывает в прежнем состоянии, закрепленном еще в 2005 году, и никоим образом даже теоретически не согласуется с законом "Об ограничении распития".
Противоречия между ними возникли даже на понятийном уровне. В КоАП предусматривается два уровня ограничения "свободы пития". Один касается пива и любых других напитков с содержанием спирта не более 12 градусов, другой – более крепких. Новые же правила, вроде как вступившие в силу с этого года, различий между спиртными напитками в зависимости от их крепости вообще не делают, признавая "алкогольной продукцией" все, в чем содержится более 0,5% спирта.
Таким образом, запрет на "право выпить" на свежем воздухе вроде как и продекларирован, но исполняться не может, поскольку КоАП, который является законом прямого действия, говорит совсем иное. А именно: что пить пиво и даже чего-нибудь "покрепче" (до 12 "градусов"), например, по-прежнему нельзя лишь "в детских, образовательных и медицинских организациях", в транспорте и в культурных и спортивных сооружениях. А на улицы, площади, парки, скверы и все прочие места – хоть общественные, хот нет - это правило, как и раньше, вовсе не распространяется.
Так что, как только погода сделает длительное пребывание на улице более комфортным, любители уличных пивных посиделок имеют полное право продолжить свои традиции. Единственная проблема – убедить стражей порядка в том, что в этом действительно нет ничего предосудительного, для чего, наверное, имеет смысл иметь при себе действующую редакцию статьи 20.20 КоАП (Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).
Сколько продлится такая слабоалкогольная "вольница", сказать пока сложно. За последний год в Госдуму было внесено как минимум пять законопроектов, посвященных приведению "пьяных" норм КоАП в соответствие с новыми требованиям, но по каким-то причинам ни один из них не дошел до рассмотрения даже в первом чтении. А только на прошлой неделе один из них вообще был отклонен. Так что, вполне возможно, что процесс этот за потоком других насущных проблем может затянуться надолго, по другой русской традиции, согласно которой "нет ничего более постоянного чем временное".
На всякий случай, приводим текст действующей редакции статьи 20.20 КоАП:
1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях - влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.
2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до семисот рублей.
3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах - влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (в ред. Федерального закона от 01.03.2012 N 18-ФЗ).
4. Действия, указанные в части 3 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, - влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.