В апреле текущего года Госдума в первом чтении одобрила законопроект "О потребительском кредитовании", хотя данный законопроект был разработан еще в конце 2008 года, а впоследствии он неоднократно дорабатывался.
Необходимость скорейшего принятия такого закона, который бы защищал права и законные интересы физических лиц-заемщиков, назрела в РФ уже давно.
Процессы, которые происходят в настоящее время на рынке банковских услуг, а именно в сфере потребительского кредитования граждан требуют серьезного законодательного регулирования.
Данный федеральный закон содержит требования обязательного предоставления полной информации при заключении договора кредитования, а также в течение всего срока его действия.
Перечень обязательного предоставления информации содержит более 20 пунктов, таких как срок погашения кредита, сумма кредита, точная процентная ставка, виды обеспечения кредита, правила пользования банковской картой, возможность передачи прав, то есть уступка третьим лицам.
Законопроект также регулирует требования к самой форме договора кредитования и сопутствующим договорам, регламентирует дополнительные права и обязанности сторон по данным договорам, а также дополнительные меры по защите прав и интересов, как потребителей, так и кредиторов, определяет их ответственность.
Надо отметить, что законопроект также называет меры по обеспечению своевременного возврата кредитов гражданами, в том числе особенности взаимодействия при кредитовании всех сторон договора и иных лиц.
В законопроекте названы меры Государственного контроля и надзора за кредитными организациями, работающими на рынке кредитования. Его осуществляет Банк России в соответствии с ФЗ "О Центральном банке РФ".
Широкое обсуждение в обществе законопроект получил в связи с порядком взыскания просроченной задолженности, а именно деятельностью, так называемых коллекторских агентов.
В частности, предлагается, чтобы заемщик, у которого возникли проблемы с погашением кредита, имел возможность при желании не встречаться лично и не вести телефонные переговоры с коллекторами. В этом случае с заемщиком – должником можно будет общаться посредством почты или СМС-сообщений. Однако делать это будет разрешено не более чем два раза в сутки и только в дневное время.
За нарушение этих условий на коллекторов предлагается накладывать штрафы, которые составят для должностных лиц от 5 до 20 тысяч рублей, а для юридических - до 100 тысяч рублей.
В случае, если поведение коллекторов не изменится и нарушения регламента общения с должниками по кредиту будут продолжаться, в отношении коллекторов можно будет применить административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
Такие меры действительно необходимы в интересах граждан. Сейчас, при отсутствии подобной регламентации деятельности коллекторов, со стороны граждан идет множество обращений, в которых они жалуются на недопустимые действия коллекторов, как в отношении самого кредитора-должника, так и их близких и родственников.
Надо отметить, что, к сожалению, даже имеют место не только нарушения этических норм и правил со стороны коллекторов, но и прямые угрозы жизни, здоровью, имуществу кредиторов – должников, а также членам их семей.
Надо отчетливо понимать, что коллекторские агентства - это не слепая машина или аппарат для выколачивания долгов с граждан любой ценой, а всего лишь один из инструментов, способствующих возврату денежных средств в кредитную организацию, причем только законным путем.