Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
 
Любое торжественное мероприятие, приуроченное к знаменательной дате, для организаторов и вдохновителей - словно прогулка по минному полю. Всегда есть опасность, что вместо привычных славословий некоторые собравшиеся не станут молча ожидать банкета, а начнут вслух рассуждать на не самые приятные в канун юбилея темы. На II научно-практической конференции "20 лет Конституции России: институты правового государства, гражданское общество и законотворческий процесс", организованной Федеральным Собранием 26 сентября в столичном "Президент-Отеле", именно так и произошло.

"Бережное отношение" и "дальнейшие корректировки"

Впрочем, первый час пленарного заседания прошел в соответствии с заранее утвержденным сценарием. Выступающие излучали плохо сдерживаемый оптимизм. Собравшихся в зале гостей он умиротворял, причем буквально - до зевоты.

Так, по словам спикера Госдумы Сергея Нарышкина, 20-летие российской Конституции это не только исторический, но и психологический рубеж. А граждане страны - ровесники Основного закона "уже успели проголосовать на первых в своей жизни выборах в Госдуму и президента, и через три года сами могут быть избраны в нижнюю палату". Руководитель призвал бережно относиться к тексту Конституции, напомнив, что в него лишь однажды были внесены изменения – поправки об увеличении сроков полномочий президента и парламента, а также норма о ежегодном отчете правительства РФ перед Госдумой.

При этом "бережное отношение" и "дальнейшие коррективы" – совсем не два взаимоисключающих понятия. "Не так давно глава государства предложил объединить Верховный и Высший арбитражный суды. Поэтому, наверное, нам придется вскоре сделать соответствующие изменения, провести корректировку", - продолжил Нарышкин. В принципе же, добавил он, постоянство основных положений и принципов Конституции – тоже гарантия, тем более что сам Основной закон "задает и гибкость, и прочность основных несущих конструкций государства".

К числу существующих проблем думский спикер ожидаемо отнес избыточное нормотворчество и общий недостаток юридической техники: "Он часто выражается в нагромождении терминов, в которых нередко не могут сразу разобраться даже специалисты». При этом о неточном исполнении принимаемых нормативных актов было сказано как-то вскользь, как о второстепенном.

Выступивший следом глава президентской администрации Сергей Иванов говорил о рождении Конституции "на пике политической борьбы", когда требовалось "во что бы то ни стало отойти от опасной черты" и "перезагрузить отношения в обществе". Сейчас же, на его взгляд, "правовой фундамент государства надежен и прочен". 
Бывший премьер Евгений Примаков вспомнил о региональном "параде суверенитетов" первой половины 90-х, когда в законодательстве 19 из 21-ой автономной области появились нормы об отказах от исполнения федеральных законов, если те противоречат местным. 

Генпрокурор РФ Юрий Чайка показал с трибуны пример того, как правильно государственные мужи должны использовать понятие "правозащитник", и что это слово может быть вовсе не ругательным, а совсем наоборот: "За прошедшие 20 лет органы прокуратуры имели уникальный опыт по осуществлению правозащитной деятельности". Он подчеркнул, что такая деятельность по защите граждан осуществлялась и осуществляется "бесплатно и в сравнительно короткое время". 

В качестве примера Чайка традиционно привел цифры. Так, ежегодно прокуроры отменяют около 2,5 млн. постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и более 400 тыс. решений о приостановлении и прекращении расследований; за последние три года сотрудники ведомства устранили около 12 млн. нарушений прав участников уголовных процессов; каждый год прокуроры восстанавливают право на своевременную оплату труда около 500 тыс. граждан РФ. В целях защиты гражданских прав сотрудники прокуратуры ежегодно подают в суды около 1 млн. исков, из которых 95% удовлетворяются.

Зампред Совета Федерации Александр Торшин тоже оперировал числительными. По его расчетам, двумя палатами парламента с 1993 года принято более пяти тысяч законов и других нормативно-правовых актов. А первый заместитель председателя Верховного суда (ВС) РФ Петр Серков рассказал собравшимся, что "именно действующая Конституция возложила правозащитную функцию на судебную власть" . 

Так, за минувшие два десятилетия суды общей юрисдикции страны рассмотрели 133 млн. гражданских дел, 22 млн. уголовных, 60 млн. административных и еще 36 млн. материалов об исполнении судебных решений. ВС РФ постоянно пользовался правом законодательной инициативы: внес 25 законопроектов, постоянно готовил и готовит отзывы и замечания на документы других субъектов законотворчества, принял более 70 постановлений пленума с разъяснениями судебной практики.
"Постоянно возрастающая нагрузка на суды в последние годы – признак доверия граждан", - закончил свое выступление судья.

"Есть большой разрыв между Основным законом и правоприменительной практикой"

Если идущий бодрым шагом к трибуне человек без бумажки в руках – жди неприятностей. Аксиому подтвердил полпред правительства РФ в Высших судах Михаил Барщевский. 

И хоть юрист не сказал ничего нового в сравнении с тем, что уже было опубликовано от его имени (и от имени зампреда Конституционного суда РФ в отправке Тамары Морщаковой) в начале недели в "Российской газете", выступление изрядно контрастировало с позитивными отчетами о проделанной работе некоторых ораторов, выступавших чуть раньше.

"Российское государство состоялось. В то ж время, будущее объединение двух высших судов открывает дискуссию о судебной реформе в целом. Что можно сделать в этой части, не трогая Конституцию?", - задался вопросом Барщевский.

И сам же ответил: "Мы много говорим о самостоятельности нашей судебной системы. Но каждый год Судебный департамент ходит с протянутой рукой за деньгами. Это разве самостоятельность?". По данным представителя правительства, на судебную власть в среднем ежегодно расходуется 0,7% федерального бюджета. "Так давайте эту величину зафиксируем на пять лет!" Таким образом, добавил он, и просить раз в год не придется, и зарплату судьям заодно можно будет существенно повысить.

Зал немного опешил, но промолчал. Далее Барщевский прошелся по председателям судов: "Сегодня председатель любого суда это начальник, носитель власти. Такую практику надо менять. Он должен обеспечивать работу судей, а не командовать. Для этого председателей судов уместно назначать не президентскими указами, а выбирать, например, на пленуме ВС РФ". 

Кроме того, следует пересмотреть методики кадрового наполнения судейского корпуса. "Во многих странах Европы судьей не может стать человек, не отработавший 3-7 лет прокурором или адвокатом. Сколько у нас среди судей бывших адвокатов?", - задался еще одним риторическим вопросом юрист. 

Зал безмолвствовал. Барщевский же продолжил: "У нас судей назначают по несколько месяцев, а снимают за пять минут, причем неизвестно даже, в каком именно кабинете. Сегодня же мы можем позволить себе отрешать судей через процедуру импичмента в Госдуме. Это придаст судьям уверенности в себе!".

Также, на взгляд правоведа, судам следует, наконец, избавиться от "вольного или невольного контроля МВД и ФСБ». Ради этого следует организовать новую службу, подчиненную Судебному департаменту при ВС РФ. Она могла бы стать «инструментом для очистки судейских рядов и защищать судей от внепроцессуального воздействия". "Причем за сам факт такого воздействия следует накладывать очень суровые санкции. Для госслужащих это могло быть стать причиной отрешения от должности, для депутатов – досрочного прекращения полномочий", - сказал Барщевский.

В заключение полпред добавил, что институт присяжных нуждается в новом расширении (под юрисдикцию присяжных "по Барщевскому" должны подпадать, в том числе, и некоторые категории гражданских и арбитражных дел), а в судах должны вновь, как в царской России, появиться так называемые следственные судьи: "Это очень важный этап. Ведь сейчас как? Сам арестовывает по ходатайству следствия подозреваемого, сам же его потом и посадит!".

Почин Барщевского ожидаемо подхватил уполномоченный при президенте РФ по правам человека Владимир Лукин. Сказав для приличия пару фраз о том, что за прошедшие полтора десятилетия "институт уполномоченного проделал немалый путь", он подчеркнул: сегодня возможность воздействия института омбудсмена на государственные органы "крайне незначительна". 

Помимо этого, наличествует большой разрыв между Основным законом, его буквой и духом, и правоприменительной практикой. "У нас так и не появилось на практике другого института – парламентских слушаний, хотя на бумаге он и имеется", - подчеркнул уполномоченный.

А ближе к концу пленарного заседания немного удивил член Центризбиркома РФ Борис Эбзеев. Едва появившись на трибуне, он напомнил, что "в одной из прошлых жизней был судьей Конституционного суда РФ". Комментируя следом возможность общественного контроля третьей власти, бывший президент Карачаево-Черкессии добавил: "Мы добились независимости некоторых судей от совести и здравого смысла. Поэтому без общественного контроля мы судебную власть конституциализировать никак не сможем".

Впрочем, далее Эбзеев вернулся на более привычные для государственника рельсы, подчеркнув, в частности, что Конституция "идее вертикализации власти не противоречит", и что "наш Основной закон не предусматривает никакого деления суверенитетами с иностранными государствами".

После этих фраз слушатели и гости, наконец, вздохнули с облегчением. Оно и понятно. Ведь в формат торжественной научно-практической конференции революция, даже законодательная, уж точно не укладывается.