На фоне масштабных законопроектов, рассматриваемых в настоящее время Госдумой (очередные поправки в ГК РФ, законопроект об объединении ВАС РФ и ВС РФ), по-прежнему радуют глаз законодательные инициативы более частного и спорного характера. Например, таковым является представленный депутатами ГД Костуновым, Лысаковым и Сидякиным законопроект № 342698-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства в области связи и ответственности за его нарушение".

Несмотря на скучное название, после прочтения проект даже заставляет улыбнуться. Можно было бы счесть его сетевым фейком, если бы не нахождение на сайте парламента и не имена авторов, многие инициативы которых принимались Думой даже несмотря на всю их неоднозначность.

Рассматриваемый проект предполагает создание специальной базы данных абонентских номеров, под которой предлагается понимать "федеральную информационную систему, содержащую информацию об абонентских номерах, владельцы которых наложили запрет на получение рекламных текстовых и голосовых сообщений, получаемых по сетям электросвязи".

Прежде всего, бросается в глаза трогательно простое название такой базы - "Не беспокоить". Оно резко контрастирует с таким, например, наименованием, как "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (проще говоря - список сайтов, которые блокируются Роскомнадзором согласно поправкам в закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).

При этом поставленная перед проектом задача вполне серьезна и актуальна – защита граждан от бесконечного потока несогласованных с получателем рекламных сообщений (спама). Проблема эта решается по-разному в различных странах, и ключевым механизмом всегда является вопрос подтверждения абонентом своего согласия на получение подобного рода "предложений". 

Казалось бы, что проще - установить, согласен ли человек на получение той или иной информации? Однако, раз за разом оказывается, что кажущийся столь простым выбор значительно усложняется благодаря изобретательности самих спамеров. Последние с поразительной фантазией выдумывают все новые варианты, как придать вид согласия любому ответу и действию пользователя.

Минус электронная почта

Похоже, теперь депутаты решили покончить с любыми хитростями. Собственно, для этого ими и предлагается создать указанную выше базу данных. Предполагается, что нахождение абонентского номера в базе данных номеров "Не беспокоить" будет означать категорический и недвусмысленный запрет на получение любых рекламных сообщений. Более того, попадание любого номера в такой список означает еще и "приоритет перед данным ранее согласием на обработку персональных данных абонента в части возможности отправки ему рекламных сообщений по данному абонентскому номеру". 

То есть, по мысли авторов, на попавший в такую базу номер нельзя будет отправлять никаких рекламных сообщений, а если перед тем хотя бы на получение каких-то из них согласие все же было дано, то оно автоматически аннулируется.

И кстати, про номера. Если следовать буквальному пониманию содержащегося в проекте понятия "абонентский номер", то можно заключить, что речь идет о только о спаме, рассылаемом на телефонные номера. Понятие "абонентский номер", хотя и содержится в законе "О связи", тем не менее, там не раскрывается. 

Определяется оно в пункте 2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (утверждены постановлением правительства РФ от 18 мая 2005 года N 310), согласно которому "абонентский номер" - "номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) оконечный элемент сети связи". Согласно пункту 1 тех же Правил, они "регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем и оператором телефонной связи". Не совсем понятно в этой связи, почему проект не предусматривает никаких мер против спама, направляемого по электронной почте.

Что касается порядка внесения номера в упомянутую базу, то оно будет производиться по заявлению абонента, который с этой целью может лично обратиться в многофункциональный центр предоставления государственных услуг, либо внести абонентский номер в базу через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Иные способы обращения также возможны, но для этого они должны быть предусмотрены правительством.

Сама база будет состоять из открытой и закрытой частей. Первая из названных будет содержать 10 цифр абонентского номера и дату их включения в базу. Ключевое условие — невозможность идентификации абонента по сведениям из открытой части. За ведение и обновление базы будет отвечать уполномоченный орган (видимо, Роскомнадзор), который должен будет не реже чем раз в неделю публиковать в интернете актуальную версию общедоступной части базы данных.

А операторам – бонус!

Наконец, самая ожидаемая часть любого громкого законопроекта последнего времени - меры ответственности. В данном случае предлагается за любое рекламное сообщение, направленное по абонентскому номеру из базы "Не беспокоить", привлекать к административной ответственности согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ "Нарушение законодательства о рекламе" (штраф для граждан 2-2,5 тыс. руб.; для чиновников - 4-20 тыс. руб.; для организаций - 100-500 тыс. руб.). Именно эта статья кодекса предназначена для борьбы со всеми "рекламными" правонарушениями. При этом она сейчас никак не регулирует вопросы распространения спама в том числе и по каналам телефонной связи.

По всей видимости, ожидая недовольства операторов связи, думские законотворцы предлагают отложить вступление в силу закона, если таковым законопроект станет. Датой начала его применения должно стать 1 сентября 2014 года.

При этом стоит напомнить, что по окончании текущей осени (то есть с 1 декабря 2013 года) начнет применяться постановление Правительства РФ от 6 августа 2013 года N 672 "О мерах по обеспечению финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров". Проще говоря, с этой даты произойдет та самая отмена "мобильного рабства", которая в свое время вызвала активное противодействие операторов. Похоже, осень становится для них по-настоящему жарким временем.
 
Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ