На днях Госдумой в первом чтении была одобрена одна из самых спорных законодательных инициатив нынешней осенней парламентской сессии — внесенный президентом Владимиром Путиным законопроект № 357559-6 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Речь идет о возвращении в правовое поле практики, вызывающей содрогание у большинства отечественных бизнесменов – права силовых структур инициировать уголовные дела по налоговым преступлениям без проведения налоговых проверок специально существующим для этого ведомством.
... взять и отменить
Указанным проектом предлагается признать утратившими силу часть 1.1 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также пункт 1 статьи 1 федерального закона от 6 декабря 2011 года № 407-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее — закон № 407-ФЗ).
В соответствии с нынешней редакцией статьи 140 УПК РФ "поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела".
Предусмотренный законом № 407-ФЗ порядок, введенный в рамках тогдашнего общего курса на либерализацию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, предусматривал изменение ранее действовавшего механизма возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (статьи 198-199.2 УК РФ). До принятия этого закона следователи возбуждали уголовные дела по материалам, собранным полицейскими в ходе оперативной работы — то есть проведения налоговой проверки до начала расследования не требовалось. Как правило, она проводилась уже после возбуждения дела.
С вступлением в силу закона № 407-ФЗ, при обнаружении сотрудниками правоохранительных органов признаков налогового преступления, они должны были направлять собранные материалы в налоговые органы. На этом основании последние проводили налоговую проверку, выносили соответствующее решение и выставляли требование об уплате недоимки и штрафов. После того, как прошло два месяца со дня истечения срока для исполнения такого предписания, а оно не было исполнено в полном объеме, материалы налоговой проверки направлялись уже в следственные органы, которые и принимали решение о начале уголовного преследования.
Иными словами, закон № 407-ФЗ поменял местами два действия — возбуждение уголовного дела и налоговую проверку.
Зачем вводили?
Аргументами в пользу принятия закона № 407-ФЗ (которые и сейчас используются противниками президентской инициативы) служили антикоррупционные соображения. До его вступления в силу нередко случалось, что уголовные дела по "налоговым" статьям УК РФ возбуждались по заказу недобросовестных конкурентов того или иного предпринимателя, и только позже проведенная налоговая проверка показывала необоснованность претензий следователей. Между тем, ко времени утверждения результатов проверки и прекращения уголовного дела жертва подобной махинации зачастую несколько месяцев проводила в СИЗО и, фактически, теряла контроль над своими структурами.
Результатом подобной нехитрой, но совершенно противозаконной комбинации было не только морально-психологическое запугивание бизнесмена, но и существенные нарушения в работе его организаций (вплоть до полного паралича деятельности). В итоге, сильно ослабленный и резко подешевевший бизнес выкупался за бесценок инициаторами необоснованного уголовного преследования.
Такая схема была до того распространенной, что вступление в силу закона № 407-ФЗ было встречено предпринимательским сообществом с большим энтузиазмом.
Практика применения
Учитывая практически гарантированное принятие президентской инициативы и ее скорое вступление в силу, можно сказать, что предусмотренный законом 407-ФЗ порядок просуществовал всего два года. Каковы его итоги?
С точки зрения бизнеса, закон достиг своей цели. Процедура возбуждения уголовного дела существенно усложнилась: проведение налоговой проверки требует гораздо большего времени, чем сбор оперативного материала. Кроме того, результаты проверки открыты для проверяемого, и потому должны быть на самом деле обоснованы - в отличие от закрытых материалов тех же оперативных разработок.
В работе следственных органов возникли и другие сложности, затрудняющие необоснованное, по мнению бизнеса, уголовное преследование. Так, сами следователи периодически сталкивались с таким вопросом: на основании каких материалов налоговых инспекций возбуждать дела? Уже вступивших в силу? Так за это время все следы преступления будут уничтожены! Ведь надо еще учесть и возможность судебного обжалования! Не вступивших в силу? Так это влечет риск прекращения дела, да еще и по реабилитирующему основанию, что плохо для ведомственной статистики.
Кроме того, самими следователями и полицейскими отмечались существенные проблемы во взаимодействии с налоговыми органами: не информирование последними о своих мероприятиях, затягивание и уклонение от проверок, технически слабая организация обмена данными вплоть до их полного непредставления и т. д. Проблемой были и сбои в работе самих правоохранительных органов - затягивание сроков принятия решений, незаинтересованность сотрудников СК РФ в возбуждении дел с высокой степенью вероятности прекращения их производства и проч.
В итоге, глава государства прислушался к мнению правоохранителей, и в ближайшем будущем российский бизнес ждет возвращение прежнего порядка.
Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ