Попытка Минкомсвязи гарантировать россиянам право пользоваться мобильными устройствами (телефонами, смартфонами, планшетами и иными) во всех сетях не увенчалась успехом – в обход действующего законодательства операторы продолжают блокировать («залочивать») существенную часть продаваемых гаджетов.
Ограничение на использование телефона или иного устройства (абонентского терминала) в сетях конкурентов – общемировая практика. Так, в большинстве европейских городов можно купить даже самые продвинутые аппараты всего за 1 евро, но – при условии подписания долгосрочного контракта на обслуживание. Кредитуя покупку пользовательского оборудования, оператор блокирует возможность его использования в других сетях, а клиентом может быть только гражданин соответствующей страны. «Но франце – но смартфон», – корректно напомнили корреспонденту РАПСИ не так давно в парижском салоне связи.
По просьбам трудящихся
Российские операторы заимствовали европейский опыт с началом внедрения брендовых аппаратов (выпускаемых под марками «Билайн», «Мегафон» и «МТС»). На самом деле чаще всего это были обычные аппараты (обычно китайских малоизвестных производителей) со специальными настройками. Продаются они, как правило, по сниженным ценам, а вводимые ограничения объясняются интересами самих абонентов: «Версия программного обеспечения для устройства делается по нашим требованиям, и в нее добавляются приложения или дополнительные сервисы, которые работают должным образом только в нашей сети, – констатировали в пресс-службе ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка – «Билайн»). – В сетях других операторов эти сервисы могут не функционировать или работать некорректно, приводя к финансовым потерям абонента. Например, зашитый USSD-запрос баланса у другого оператора может оказаться подключением платной услуги. Именно поэтому мы первоначально настраиваем работу устройства только на сеть «Билайн».
Но чиновники не оценили такую заботу о «благе потребителей» – год назад связное ведомство выступило с инициативой запретить любые ограничения на использование гаджетов. «В последнее время пользователи услуг подвижной радиотелефонной связи сталкиваются со случаями, когда приобретенные ими импортные абонентские терминалы не обеспечивают установление предусмотренных стандартами соединений и передачи данных в ряде действующих на территории России сетей. Наиболее вероятной причиной подобных нарушений является преднамеренная блокировка на программном уровне», – констатировали в Минкомсвязи.
На самом деле проблема «залочивания» стала наиболее актуальна еще весной 2014 года, когда в полной мере заработала процедура переноса номера (mobile number portability – MNP). Всего, по данным уполномоченного оператора специальной базы данных – ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи», на сегодняшний день «мигрировало» уже 2,9 млн российских абонентов.
Бренд дороже правил
С целью предупреждения новых нарушений прав пользователей было принято решение гарантировать работу всех выпускаемых на российских рынок устройств мобильной связи во всех без исключения действующих в России сетях соответствующих стандартов, в том числе GSM-900/1800, UMTS (3G), LTE (4G) и других. Подписанный министром связи и массовых коммуникаций России Николаем Никифоровым приказ вступил в силу 9 июня 2015 года. Он, в частности, обязал тестировать новые абонентские терминалы не менее чем в трех российских сетях разных компаний.
Но под разными предлогами операторы продолжают игнорировать эти требования. «У абонента всегда есть право выбора: приобрести мобильное оборудование по специальной цене на условиях маркетинговой акции с ограничением доступа к сетям связи других операторов, либо подобное оборудование по стандартной цене без таких ограничений», – разъяснили политику «Мегафона» в пресс-службе компании.
Объяснить законность действий по блокированию устройств операторы не пожелали. Так, пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина утверждает, что «реализует абонентское оборудование, которое в установленном порядке прошло все предусмотренные законодательством процедуры. Оборудование полностью соответствует требованиям нормативных правовых актов».
Правда, пресс-служба ни одного из федеральных операторов не смогла предоставить декларацию соответствия – обязательный документ, без наличия которого в каждой точке продажи запрещена реализация любой аппаратуры связи. Хотя, обойдя фирменные салоны в режиме Secret Shopper («таинственный покупатель»), журналисту РАПСИ удалось получить несколько таких документов.
Все они подтверждают соответствие аппаратуры в том числе и новому приказу связного ведомства. Однако на самом деле эти документы являются по существу фикцией. Так, по словам руководителя испытательной лаборатории «ЭРА» Юрия Зайцева, представленный образец абонентского терминала «МТС Smart Sprint 4» в соответствии с требованиями Минкомсвязи прошел все необходимые тесты, в том числе и испытания в сетях трех операторов сотовой связи – «МТС», «Билайн» и «Мегафон». «В случае, если изготовитель изменил программное обеспечение, он обязан был зарегистрировать новую декларацию о соответствии в Федеральном агентстве связи», – констатирует Зайцев.
Брак по любви
Кроме того, сотовые компании «большой тройки» утверждают, что брендированные аппараты можно разблокировать по первому требованию потребителя. Правда, как это сделать, – за неделю ни один из операторов объяснить опять же не смог.
А вот участники рынка сотового ретейлера считают проблему блокировки преувеличенной. «Залочивание» – нормальная практика, к тому же общемировая. Клиент получает телефон по минимальной цене за то, что привязывает себя к оператору на определенный срок, – говорит управляющий филиалом компании «Евросеть» Денис Голещихин. – При этом устройство можно «разлочить» по письменному требованию владельца. Подобные устройства нишевые – доля их продаж на российском рынке ничтожно мала. Операторы в России «залочивают» только устройства, продаваемые под собственным брендом, а главная причина покупки – скорее лояльность к оператору связи, а уже потом низкая цена. Вопрос блокировки работы устройства для пользователя не будет стоять остро до тех пор, пока производители брендированных устройств не препятствуют праву выбора – приобрести устройство с привязкой к оператору или без. Потребитель сам решает, хочет ли он быть пользователем определенного оператора, или нет».
«Смартфоны, которые официально представлены в России, закупаются напрямую у производителя или его представителя. Они соответствуют требованиям российского законодательства и могут работать в сетях других операторов, – констатирует директор по региональному развитию ритейлера «Связной» Денис Шейбаль. – Периодически различные компании проводят маркетинговые активности, в рамках которых предлагают устройства, имеющие ограничения доступа к сетям определенных операторов связи. Например, при покупке такого гаджета клиентам предлагается скидка на смартфон и иногда бонус на услуги связи. Пользователь не только получает смартфон, но и может поближе познакомиться с возможностями оператора и решить, пользоваться его услугами в дальнейшем или нет.
Доля устройств с ограничением работы в сетях определенных операторов связи несущественна. Кроме того, что большинство смартфонов и мобильных телефонов, представленных в России, работают с двумя SIM-картами, и пользователь может пользоваться вторым слотом без каких-либо ограничений», – отмечает Денис Шейбаль.
Законность действий операторов по продаже «залоченных» аппаратов в ближайшее время оценят контролирующие органы (Роскомнадзор и Роспотребнадзор). По данным РАПСИ, активные пользователи уже подали соответствующие жалобы.
Кроме того, в случае принятия внесенного в Госдуму законопроекта о повышении мер по защите прав потребителей, покупатель не соответствующего требованиям стандартов смартфона, планшета или роутера сможет легко взыскать «премию» в пятикратном размере его стоимости. Для защиты от таких исков операторам, скорее всего, придется отказаться от спорной практики.
Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)