Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:
Первая попытка принять закон, регулирующий такую довольно тонкую сферу как меценатство, относится к 1997 году, когда на рассмотрение Госдумы второго созыва был внесен законопроект «О меценатах и меценатстве». Его инициатором выступила группа депутатов, весьма разнообразная по своему составу. Здесь были не только известные деятели культуры из разных фракций — Станислав Говорухин («Народовластие»), Галина Волчек (НДР), Николай Губенко (КПРФ), но и представители широкого спектра депутатских объединений, к сфере искусства не причастные: Татьяна Астраханкина и Тамара Гудима (КПРФ), Александр Шипов (ЛДПР), Алексей Зотиков («Народовластие»), Михаил Мень («Яблоко»), Михаил Сеславинский (НДР), независимый Валерий Тарасов.
Напомним, что слово «меценат» не сразу стало нарицательным. Изначально это было имя собственное - Гай Цильний Меценат, государственный деятель и покровитель искусств, живший при римском императоре Августе в I веке до н. э. В числе тех, кому он оказал свою помощь, были, например, поэты Вергилий и Гораций. Для России это явление не было чуждым, расцвет меценатства приходится на XVIII-XIX века. А вот к концу ХХ века оно практически сошло на нет. Необходимы были меры по его законодательному стимулированию.
Ко времени внесения проекта, о котором пойдет речь, уже существовал закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который мы приняли еще в первой Думе в 1995 году. Очевидно, что тематика этих двух актов близка. Именно поэтому в пояснительной записке в законопроекту «О меценатах и меценатской деятельности» сделан акцент на его специфичности: «Меценатство отличается от благотворительной деятельности по своим социальным и культурным целям. Мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием. Мотивы меценатства - социальной взаимопомощью и протекционизмом. Цели благотворительности в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности. Таким образом, понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства, и меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что она специально выделена как культурная категория и законодательно не укладывается в закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Этот законопроект был направлен на поддержку меценатства как особого вида благотворительной деятельности, устанавливал порядок реализации меценатской поддержки, регулировал отношения между меценатами, получателями поддержки и государством.
Поначалу все шло штатно. Совет Госдумы направил законопроект, как и положено по регламенту, в комитеты и фракции, назначил ответственный комитет (по культуре, естественно), которому и поручили готовить проект к рассмотрению.
И тут-то он начал «буксовать». Внесение в повестку дня переносилось не то что с месяца на месяц, а с года на год. На первый взгляд — без внятных оснований. Однако, если внимательно посмотреть документы, сопровождавшие проект закона «О меценатах и меценатстве», становятся более понятны причины такой «пробуксовки». Из года в год Госдума запрашивала в разных инстанциях заключение на этот законопроект. И регулярно получала отрицательны отзывы.
Так, в 1998 году Правительство РФ, обратив внимание законодателей на противоречия ряда положений проекта Гражданскому кодексу и действующему законодательству о благотворительности, а также ряд технико-юридических огрехов, вынесло вердикт (подписанный первым вице-премьером Борисом Немцовым) о необходимости существенной доработки. После чего профильный комитет принимает «иное решение», о сути которого можно догадаться по тому обстоятельству, что законопроект надолго исчезает из думских планов работы.
Достаточно сказать, что он «зависает» почти на восемь лет и вновь появляется в повестке дня Совета Госдумы только в 2005 году, то есть через один созыв, уже в четвертой ГД. Но и там дальше решения вновь и вновь перенести рассмотрение законопроекта дело не идет.
Тем временем появляются отрицательные заключения Правового управления Госдумы, Общественной палаты РФ и, наконец, Комитета по культуре, который прямо предлагает законопроект «О меценатах и меценатстве» отклонить. Это уже 2010 год.
В январе 2011 года документ покидает дно думского «портфеля», на котором пребывал почти 13 лет, и выносится на пленарное заседание палаты. Представлявший его заместитель председателя Комитета по культуре Александр Тягунов («Единая Россия») с первых же фраз констатирует что «многие положения законопроекта, внесённого в 1997 году, подчёркиваю, устарели, не соответствуют действующему законодательству, в том числе законодательству о благотворительной деятельности и Гражданскому кодексу Российской Федерации».
Он отметил также внутренние противоречия проекта. В частности, в одной статье получателями меценатской поддержки определены физические или юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с сохранением и развитием культурного достояния Российской Федерации. В то же время в другой статье, определяющей цели меценатства, речь идёт не только о сохранении и развитии культуры, но и о науке, образовании, просвещении, спорте.
Неправомерным посчитали депутаты и предусмотренное законопроектом лишение работников органов государственной власти и местного самоуправления права на меценатскую деятельность.
Ну и, разумеется, не обошлось без ссылки на то, что «сегодня правовое регулирование меценатской деятельности и возможные формы его поддержки осуществляются в соответствии с законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме того, как сообщил докладчик, концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации утверждена распоряжением правительства от 30 июля 2009 года. В ней определены основные задачи, направленные на поддержку этих видов деятельности, в том числе расширение налоговых стимулов. «Так что мы с вами, наверное, во время работы нашего пятого созыва успеем принять те законы, которые будут соответствовать закону о меценатах и меценатстве», - оптимистично завершил свое выступление Александр Тягунов. А рассматриваемый законопроект предложил отклонить.
В «час голосования», не предусматривающий вопросов и обсуждения, проект закона «О меценатах и меценатстве» был, естественно, отклонен в соответствии с рекомендацией профильного комитета. «За» проголосовал 61 человек, 388 в голосовании не участвовали.
А вот прогноз относительно того, что депутаты пятого созыва сформируют необходимую для меценатства законодательную базу, не сбылся. Авторы новой версии закона «О меценатской деятельности» во главе с бессменным Станиславом Говорухиным (на сей раз члена фракции «Единая Россия») внесли ее в 2012 году. Однако и этот вариант был окончательно принят и подписан Президентом только в 2014 году.
Не будем сейчас вдаваться в детали этого закона. Отметим только, что меры экономического стимулирования меценатства — главного, что требуется сегодня для его развития — прописаны в нем чисто декларативно. Позже были внесены проекты поправок, создающих финансовую основу для ведения меценатской деятельности, однако они так и не были приняты Госдумой шестого созыва и перешли «по наследству» нынешнему составу палаты.