Новые правила налогообложения поддержат семьи с детьми и позволят увеличить налоговые поступления за счет топ-менеджмента и обеспеченных граждан. РАПСИ разбиралось, как отразятся предусмотренные реформой изменения на простых гражданах, не связанных с бизнесом и предпринимательством.


Главная новость уходящей недели – Совет Федерации одобрил законопроект №639663-8, который вводит прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц, а сегодня президент РФ Владимир Путин подписал закон. Ранее Госдума в третьем чтении единогласно утвердила поправки, предусматривающие пятиступенчатую прогрессивную шкалу НДФЛ, а также важные социальные новации в сфере налогообложения.

Еще на стадии рассмотрения законопроект привлек к себе повышенное внимание как со стороны экспертов и СМИ, так и со стороны простых граждан, ведь проводимая реформа действительно вносит существенные корректировки в устоявшийся порядок вещей.

Налог для богатых

Наиболее форсируемой в СМИ новостью стали внесённые изменения в части введения дифференцированных ставок по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в зависимости от размера и вида дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде. Для физических лиц - наемных работников - данный вид налога является основным и поэтому изменение его размера особенно чувствительно для большинства граждан нашей страны.

Новый законопроект предлагает установить 5 видов (размеров) налоговых ставок в зависимости от размера дохода физического лица:

• 13% – для доходов до 2,4 млн руб. в год (то есть при доходе менее 200 тыс. руб. в месяц);

• 15% – от 2,4 млн до 5 млн руб. в год;

• 18% – от 5 млн до 20 млн руб. в год;

• 20% – от 20 млн до 50 млн руб. в год;

• 22% – свыше 50 млн руб. в год.

Как видим, большинство наших граждан налоговая реформа в части установления прогрессивной шкалы НДФЛ не затронет, ведь согласно данным Росстата, среднемесячная заработная плата в России в номинальном выражении в I квартале текущего года составила чуть более 80 тысяч рублей. 

Важно, что повышенную налоговую ставку предлагают применять не ко всему доходу, а только к сумме превышения.

Изменения не затронут доходы участников СВО. Они будут облагаться по ставкам, действующим на сегодняшний день: 13%, если доход участника составит до 5 миллионов рублей, и 15%, если доход будет выше 5 миллионов рублей.

Ставки 13% и 15% останутся действовать и для отдельных доходов резидентов, в частности, доходов:

• в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;

• от долевого участия, в том числе в виде дивидендов;

• по операциям с цифровыми финансовыми активами в виде выплат, не связанных с выкупом ЦФА, в случае если решением о выпуске таких ЦФА предусмотрена выплата дохода в сумме, равной сумме дивидендов, полученных лицом, выпустившим такие ЦФА;

• по операциям с ценными бумагами и с производными финансовыми инструментами;

• от реализации долей участия в УК российских организаций при условии, что на дату реализации таких долей участия они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более 5 лет;

• по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

• по операциям займа ценными бумагами;

• по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемыми на индивидуальном инвестиционном счете;

• в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ.

Так, ставка в 13% будет действовать, если доход резидента составит до 2,4 миллиона рублей, и ставка 15% − если доход превысит указанную сумму.


Напомним, что поворот российской налоговой системы к прогрессивной шкале НДФЛ произошел еще в 2021 году, когда Федеральным законом от 23 ноября 2020 года № 372-ФЗ ввели ставку НДФЛ в размере 650 тысяч рублей плюс 15% суммы налоговых баз, превышающих 5 миллионов рублей.


Согласно материалам ФНС от весны этого года, поступления в федеральный бюджет от повышенного подоходного налога в 2024 году прогнозируются на уровне 280 миллиардов рублей, что на 75% больше, чем в 2023 году, когда поступило 160 миллиардов рублей (в 2022 году − 149 миллиардов рублей). Такой рост поступлений явно можно назвать успешным опытом апробации прогрессивной шкалы, что наверняка станет весомым аргументом в пользу развития прогрессивных ставок. Уже сейчас есть расчеты, позволяющие ожидать, что при введении новых налоговых ставок в 2025 году бюджеты разных уровней получат поступлений от НДФЛ на 533 миллиарда рублей больше.

Среди доводов «за» прогрессивную налоговую ставку эксперты также высказывают мысли о том, что прогрессивная шкала более справедлива, лучше реализует социальную (распределительную) функцию фискальной системы. 

Противники прогрессивной шкалы НДФЛ также имеются. Их обоснования вредности для экономики вносимых изменений сводятся к тому, что введение прогрессивного налога искажает стимулы экономических агентов к труду – дополнительные усилия будут приносить меньше располагаемого дохода.

Однако практика показывает, что на самом деле такой сценарий в России вряд ли реализуется: мотивация зарабатывать больше, позволить себе и своей семье иметь более высокий уровень жизни с большой долей вероятности будет также высока, как и сейчас.

С другой стороны, желание не афишировать перед фискальными органами свои большие заработки может вырасти в разы, тем более что для работающего населения нашей страны зарплаты «в конвертах» не что-то новое. По данным Росстата, «скрытый» фонд оплаты труда в России в 2022 году составил 19,5% от общего объема оплаты труда наемных работников. В Минтруде же подсчитали, что в 2023 году потенциальное число граждан в теневой занятости составляло 9,6 миллиона человек. Таким образом, рост числа «серых» зарплат, «серой» занятости куда более вероятный негативный итог, нежели снижение мотивации.

Несмотря на то, что введение прогрессивной налоговой ставки с большой долей вероятности первоначально приведет к определенному росту «неофициальных» зарплат, он скорее всего будет быстро «погашен» государством все совершенствующимися мерами администрирования и мониторинга полученного дохода. Такие несомненные плюсы как дополнительное пополнение бюджетов и удовлетворение давно назревшего запроса общества на более справедливое распределение налогового бремени не просто оправдывает, а убедительно обосновывает необходимость проектируемых изменений в части размеров НДФЛ.

Вычеты как способ мотивации

В Год семьи инициаторы законопроекта предусмотрели определенные меры поддержки и для семей с детьми. 


Удовлетворение давно назревшего запроса общества на более справедливое распределение налогового бремени не просто оправдывает, а убедительно обосновывает необходимость проектируемых изменений в части размеров НДФЛ.


Напомним, что сейчас Налоговый кодекс РФ предоставляет гражданам, уплачивающим НДФЛ, льготу в виде стандартного налогового вычета на детей. Этот вычет представляет собой фиксированную сумму, на которую уменьшается налогооблагаемая база. На сегодняшний день размер налогового вычета составляет 1 400 рублей на первого и второго ребенка и 3 000 рублей на третьего и каждого последующего. Эти суммы законодатель не менял уже более десяти лет.

Законопроект же предлагает с 2025 года увеличить стандартные налоговые вычеты на детей следующим образом:

• на второго ребенка – с 1 400 до 2 800 руб.;

• на третьего и на каждого следующего ребенка – с 3 000 до 6 000 руб.

Вычет на первого ребенка остается в прежнем размере – 1 400 рублей. Логика неизменения размера вычета на первого ребенка, по-видимому, исходит из того, что в менталитете российских женщин в большинстве своем все еще сильно убеждение о необходимости родить хотя бы одного ребенка, на этом этапе нет необходимости в расширенном перечне дополнительных мотиваций для материнства. Кроме того, финансовая нагрузка на родителей с появлением второго и последующих детей возрастает, таким семьям нужна дополнительная поддержка.


Налоговая реформа в части предоставляемых налоговых вычетов явно пойдет на пользу семьям с двумя и более детьми, имеющим невысокие доходы.


Право на налоговый вычет законопроектом предложено распространить на лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), соответствующие их возрастной группе, и награжденных знаком отличия, а также на лиц, подтвердивших полученный знак отличия. Указанный вычет планируется предоставлять с 1 января календарного года, в котором произошло награждение соответствующим знаком отличия или его подтверждение, в течение 12 следующих подряд месяцев при условии прохождения налогоплательщиком диспансеризации в соответствующем календарном году. Согласно последним поправкам в законопроект, налоговый вычет за сдачу норм ГТО увеличат до 18 тысяч рублей.

Помимо прочего, увеличивается также и совокупный доход для применения вычетов с имеющихся на сегодняшний день 350 тысяч рублей до проектных 450 тысяч рублей, что позволит работающим гражданам дольше по времени пользоваться стандартными льготами по НДФЛ.

Вычет – один из инструментов государства для поощрения того или иного социально полезного поведения граждан. В целом логика установления и увеличения размеров налоговых вычетов, предусмотренных налоговой реформой, отвечает стратегическим целям государства: первое и главное − простимулировать увеличение рождаемости; второе – повысить интерес граждан к физической культуре и спорту и в целом здоровому образу жизни. 

"Кэшбек" от государства для родителей

Анализируя принятые поправки в налоговое законодательства России в разрезе стимулирования государством рождаемости, поддержке и защите материнства, родительства и детства, нельзя также не вспомнить еще один важный законопроект, находящийся сейчас на рассмотрении в Госдуме. Речь идет о законопроекте №638814-8 «О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей (об установлении семейной налоговой выплаты)».

Согласно данному документу, родители двух и более детей, являющиеся гражданами России и проживающими тут, ежегодно смогут получать выплату в виде разницы между суммой уплаченного НДФЛ за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, и суммой НДФЛ, рассчитанного с того же дохода по ставке 6% в полном объеме.

В случае принятия законопроекта, такая выплата будет положена каждому из родителей (усыновителей, опекунов/попечителей) детей в возрасте до 18 лет или возрасте до 23 лет при условии их обучения в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам) при отсутствии у заявителя задолженности по уплате алиментов.

Однако получить выплату может не любая семья, а только та, где размер среднедушевого дохода не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в соответствующем субъекте по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, предшествующий году обращения за указанной выплатой. При этом, как уточнили в Минтруде, при назначении выплаты будет учитываться не только среднедушевой доход, но и имущественная обеспеченность семьи. Так, сам законопроект предусматривает, что при определении права на семейную налоговую выплату учитывается наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, а территориальные органы СФР будут иметь право на проверку достоверности представленных сведений о доходах семьи. 


По данным ВЦИОМ на июнь 2024 года, возврат части НДФЛ для семей с низкими доходами с двумя и более детьми и прогрессивной шкалы налога для обеспеченных россиян поддержали 84% опрошенных.


Фактически законопроект снижает налоговую ставку для указанной категории лиц до 6%, а эксперты называют семейную налоговую выплату «тринадцатой зарплатой родителям от государства».

Со слов главы Минтруда РФ Антона Котякова, «такая мера позволит поддержать порядка 4 миллионов семей, в которых воспитываются более 10 миллионов детей».

Если законопроект будет принят, то изменения вступят в силу только с 1 января 2026 года.

Подытоживая тему, отметим, что изменения в налоговые правила, касающиеся НДФЛ, налоговых вычетов и прочих фискальных правил в отношении простых физических лиц, будут иметь влияние на крайне небольшое количество наших граждан. Если говорить о таком изменении, как увеличение налогового бремени, то, согласно данным Минфина, изменения коснутся только 3% трудоспособного населения страны, то есть, около 2,5 миллиона человек, среди которых в основном будут топ-менеджеры крупных и средних компаний, отдельные управленцы среднего звена. Остальные же проектные изменения – в части вычетов, в части семейной налоговой выплаты – явно окажут позитивное влияние на реализацию поставленных государством социально значимых задач.