МОСКВА, 18 мар - РИА Новости, Сергей Феклюнин. Арбитражный суд Москвы в четверг прекратил производство по иску операторов "большой тройки" - ОАО "МТС", ОАО "Вымпел-коммуникации" и ОАО "Мегафон" - к Федеральной службе судебных приставов (ФССП) РФ о признании недействительным письма директора ФССП в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, передает корреспондент РИА Новости из зала суда.
Операторы оспаривали письмо директора ФССП от 22 сентября 2009 года своим подчиненным, которым судебных приставов на местах обязывают привлекать операторов связи к административной ответственности, если они отказываются раскрывать информацию о своих клиентах. Такая информация нужна приставам для принудительного списания средств с абонентских счетов должников.
МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" просили суд признать распоряжение директора ФССП недействительным, а также устранить последствия этого распоряжения, в частности, направить в подразделения ФССП новое письмо, отменяющее требования письма от 22 сентября.
Адвокаты сотовых операторов заявили в суде, что требования к ним судебных приставов незаконны, поскольку противоречат нормам федеральных законов "О персональных данных" и "О связи", которые запрещают разглашать персональные данные граждан без их согласия. Другой довод операторов заключался в том, что деньги, зачисленные на счет абонента в компании, уже не принадлежат абоненту, они перешли компании по договору об оказании услуг.
Представитель одного из операторов заметил также, что внесенный в Госдуму законопроект о поправках в законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" как раз и предполагает наделить приставов теми правами, которых у них пока нет, но которые они пытаются защитить в данном процессе.
Представитель ФССП ходатайствовала о прекращении производства по делу, так как, по ее словам, служба не может отвечать за то, как трактует письмо директора ФССП каждый из судебных приставов-исполнителей. По ее словам, письмо не является ни приказом, ни постановлением, ни распоряжением, а носит лишь информативный характер. Соответственно, оно не может быть оспорено в суде.
Адвокат ФССП, излагая позицию ответчика по существу, заявила, что законы "О персональных данных" и "О связи" допускают передачу данных о гражданине в предусмотренных законодательством случаях. Одним из таких случаев, по мнению ответчика, является передача их приставам.
"Приставы могут получить из разных госорганов информацию о недвижимости должника и даже о его здоровье, но не могут узнать его телефонный номер", - выразила недоумение адвокат ФССП.
Ассоциация региональных операторов связи (АРОС) официально сообщила летом 2009 года, что приставы требуют от операторов сотовой связи предоставлять сведения о наличии абонентских договоров, денежных средств на счетах абонентов, а также блокировать счета и перечислять деньги, вносимые в качестве оплаты за связь, на счет ФССП. Например, только в адрес компании "Ростовская сотовая связь" за июнь-июль 2009 года от приставов поступило 2,651 тысячи запросов.
Пресс-секретарь "Вымпелкома" Ксения Корнеева заявила газете, что "Билайн" не предоставляет информацию об абонентах по запросу судебных приставов, "поскольку это не соответствует требованиям российского законодательства".
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая сообщила, что оператор предоставляет судебным приставам информацию о номерах телефонов абонентов-должников, если это необходимо для исполнения решения суда. По ее словам, оператор внес через рабочую группу при Минкомсвязи предложения доработать отраслевое законодательство, что позволит считать лицевой счет абонента не банковским, а аналитическим (отражает стоимостный объем услуг, которые оператор должен предоставить абоненту). Тогда средства с такого счета в счет оплаты третьих лиц не могут быть списаны, пояснила Осадчая.
Как пояснила накануне журналистам директор по юридическим вопросам "Мегафона" Анна Горяинова, компания готова предоставлять ФССП всю необходимую в рамках законодательства информацию за исключением персональных и конфиденциальных данных (информация, запрашиваемая приставами, касается, главным образом, затраченных абонентом денежных средств на услуги связи, фактическом месте нахождения, номерах телефонов и наличии на счетах денежных средств). "Задача оператора - обеспечить защиту персональных данных наших абонентов, и мы придерживаемся этой позиции", - сказала она, отметив, что такие данные могут предоставляться третьим лицам только с согласия их обладателя.
Представитель "Мегафона" Карен Асоян сообщил РИА Новости, что в компанию поступила 181 тысяча запросов от приставов, оператор на все ответил отказом. ФССП возбудила 9 административных дел против "Мегафона". По семи из них компания добилась отмены постановлений приставов в судах, отметил Асоян.