Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
Широко разрекламированное уменьшение числа и периодичности проверок частного бизнеса со стороны государства в пятницу вечером в Перми обернулось бедой. Трагедия со всей наглядностью показала: людей в "Хромой лошади" убил и покалечил не только огонь и дым горящего ночного клуба, но и элементарное неисполнение действующих законов, постановлений и предписаний.
По горячим следам пермской трагедии прозвучали требования ужесточить ответственность, в том числе, и за неисполнение предписаний органов пожарного надзора. Президент Дмитрий Медведев еще до объявления траура* поручил главе МЧС РФ Сергею Шойгу "проработать этот вопрос". С похожими инициативами выступила чуть позже и Общественная палата.
Пожар в Перми: ход расследования, заявления >>
Пока же органы пожарного надзора проверяют потенциально опасные социальные и развлекательные учреждения по горячим следам. По данным МЧС, только в Пермском крае за выходные были экстренно обследованы более тысячи объектов. К административной ответственности привлечены около 200 юридических лиц, а в суды направлено более 50 материалов для принятия решения об административном приостановлении деятельности. Проверки проходят и в других регионах.
Такие меры, безусловно, ненадолго дадут какой-то положительный результат по всей стране. Напрашивается аналогия с милицейским планом "Перехват". Когда его объявляют то тут, то там, раскрываемость преступлений на конкретной территории, как правило, на короткое время вырастает в разы. Потом, правда, все возвращается на круги своя – к среднестатистическим показателям.
В пожарном порядке
Должностным лицам ничего не мешало столь же эффективно, как в минувшие выходные, следить за пожарной безопасностью и ранее. Тем более что принятый год назад федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ограничивающий число проверок малого бизнеса, оставлял контрольным органам право повторно проверять предприятия на предмет исправления нарушений, выявленных в ходе плановых рейдов. К слову, в пермской "Хромой лошади" такие нарушения выявлялись неоднократно, а владельцы клуба неоднократно же получали предписания устранить их.
Видео. Пермское кафе "Хромая лошадь" до и после пожара >>
Рассуждать о еще большем ужесточении наказания за пренебрежение пожарными правилами и нормами несколько странно и по другой причине. Действующие Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), и Уголовный кодекс (УК) и без того позволяют воздействовать на нарушителей разнообразно, жестко и довольно эффективно. Скажем, по ст. 20.4 КоАП виновный в нарушении правил противопожарной безопасности индивидуальный предприниматель может быть оштрафован на 1-2 тысячи рублей, юридическое лицо – уже на 10-20 тысяч рублей. И что самое главное – по решению суда деятельность предприятия-нарушителя (того же ночного клуба) можно приостановить на срок до 90 суток. По части 3 ст. 219 УК нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет. За невыполнение в установленный срок законного предписания органа или должностного лица об устранении нарушений законодательства, правда, юридическим лицам грозит лишь штраф до 20 тысяч рублей.
Получается, изобретать велосипед не надо. Тем более, в пожарном порядке. Надо лишь просто начать на нем ездить.
Суд в Перми арестовал четверых подозреваемых по делу о пожаре в клубе >>
Рыночные отношения
Любой даже самый эффективный закон нивелируется, если его не только не применяют, но и откровенно игнорируют.
Ни для кого не секрет, как именно проходят многие проверки принадлежащих частному бизнесу помещений на предмет пожарной безопасности. Нередко контролирующему ресторан или ночной клуб инспектору даже не приходится переступать порог заведения: проблема устраняется быстро и к обоюдной выгоде договаривающихся сторон. "В таких ситуациях способом решить вопрос не обязательно являются деньги. Может быть задействован административный ресурс, нередки случаи, когда услуга оказывается за другую услугу. Если рассматривать причины пермской трагедии максимально объективно, безусловно, у лиц, расследующих произошедшее, должно возникнуть немало вопросов и к проверяющим", -- убеждена директор Центра "Трансперенси Интернешнл-Россия" Елена Панфилова.
По мнению заместителя начальника аналитического управления Федеральной антимонопольной службы России Максима Овчинникова, очень часто в таких ситуациях уместно говорить о взаимовыгодной коррупции, победить которую куда сложнее, чем простое взяточничество. "В ряде отраслей, например, в строительстве, эффективен переход на саморегулируемые элементы. В случае с проверками бизнеса необходимо, чтобы процедуры этих проверок были четкими и прозрачными. Это позволит законопослушным гражданам, предпринимателям, чиновникам защитить свои права", - констатирует Овчинников.
Первые минуты пожара и паника внутри "Хромой лошади" >>
Пермская трагедия наталкивает на еще один неутешительный вывод. Товарно-денежные отношения между некоторыми бизнесменами и некоторыми же должностными лицами приводят к тому, что сами предприниматели лишаются элементарного инстинкта самосохранения, а зачастую и разума. Всю страну обошли кадры из празднующей собственный юбилей "Хромой лошади". Даже школьнику младших классов очевидно – потолок из сухой соломы мог вспыхнуть не только от фейерверка, а от любой искры. Проще говоря, висящее на стене ружье рано или поздно все равно бы выстрелило.
Тотальный контроль
Помимо усиления наказания за несоблюдение действующих пожарных нормативов и законных предписаний проверяющих звучат и другие предложения. К примеру, член Общественной палаты, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод считает эффективным создание при министерствах и ведомствах общественных советов, которые следили бы за проводимыми проверками. По его мнению, это позволит сделать ведомственный контроль открытым и гласным, а также исключить взяточничество. Итоги проверок, продолжает правозащитник, должны вывешиваться на сайтах ведомств. "В таких ситуациях остается открытым один вопрос – кто должен проверять проверяющего? В то же время эффективность любого ужесточения санкций также представляется сомнительной: когда регулирование не достигает своих целей, усиление ответственности ведет лишь к увеличению размера взяток", - говорит Максим Овчинников из ФАС РФ.
В свою очередь, премьер Владимир Путин в конце ноября вообще предложил максимально ограничить работу частнопрактикующих посредников, получающих сегодня немалые комиссионные за организацию контактов между чиновниками (кстати, в том числе и пожарными инспекторами) и бизнесменами. Однако и эта мера вряд ли с точки зрения борьбы с коррупцией будет действенна: предпринимателей и проверяющих давно не надо учить договариваться между собой напрямую.
В ряде случаев максимального эффекта могут добиться и обычные граждане. "Пресловутый гражданский контроль, в том числе и за должностными лицами, это не только многочисленные семинары на эту тему. Если обычные люди, видя нарушения, будут исправно о них сигнализировать, бить в колокола, а не делать вид, будто все нормально, тогда и действующие законодательные нормы будут работать много лучше, и от многочисленных чиновников станет больше пользы", - считает Елена Панфилова.
Правда, для подобного тотального гражданского контроля, на взгляд экспертов, необходима еще и высокая потребительская культура. Пример "Хромой лошади", к сожалению, продемонстрировал, что как раз ее у большинства россиян и не хватает.
* В российском законодательстве нет специального нормативного акта, регламентирующего процедуру объявления всенародного траура. Решение об этом принимает глава государства с учетом общественного резонанса трагедии и числа жертв. По неофициальным канонам, в России общенациональный траур объявляется в случае, если жертв более шестидесяти (по другой версии – более ста). Обязательный атрибут указа главы государства об объявлении траура – предложение телерадиокомпаниям и учреждениям культуры отменить в день скорби все развлекательные передачи и мероприятия. Впрочем, никаких санкций за игнорирование этой по-человечески понятной просьбы к нарушителям на практике не применяется.