Польская правительственная комиссия прямо не назвала виновных в катастрофе самолета президента Польши Леха Качиньского Ту-154, разбившегося 10 апреля 2010 года под Смоленском. В документе, который представил в пятницу в Варшаве руководитель правительственной комиссии глава МВД Ежи Миллер, отмечается как недостаточная подготовленность экипажа и плохие погодные условия, так и ошибочные действия диспетчера аэродрома "Северный" под Смоленском.
Кто виноват?
По словам Миллера, какую-либо одну причину авиакатастрофы выделить нельзя, к трагедии привело стечение обстоятельств. "Нельзя назвать одну причину катастрофы, их было несколько", - сказал он в пятницу на пресс-конференции. "Мы исследовали причины инцидента, а не то, какая (в какой степени) вина лежит на каждой стороне. Комиссия не занималась расследованием, кто виновен в катастрофе", - сказал Миллер, отвечая на вопрос журналиста о том, кто - российская или польская сторона - и в какой мере ответственны за трагедию под Смоленском.
Министр заявил также, что комиссия установила, что до крушения на борту Ту-154М не было никаких "двух сильных встрясок", то есть взрывов.
Экипаж допустил ошибки
В польском итоговом докладе по катастрофе говорится, что одной из причин катастрофы стал поздний уход пилота на второй круг. Система предупреждения столкновения с землей TAWS не была настроена к полету, а экипаж допустил ошибки при заходе на посадку - члены экипажа игнорировали предупреждения системы TAWS, процедура ухода была сделана на 60 метров ниже допустимой. Также, согласно документу, члены экипажа не реагировали на ошибки в процессе "пробной посадки", а командир экипажа принял ошибочное решение об уходе на второй круг "в автомате", так как у экипажа не было такой возможности. Экипажу недоставало обучения на симуляторах в трудных погодных условиях, признал глава комиссии.
Кроме того, согласно содержащимся в докладе выводам, обучение пилотов спецполка Польши, обслуживающего самолеты руководства страны, не отвечало стандартам. "Ошибки в подготовке пилотов, уровень их подготовки создали угрозу проведению полетов. Контроль над их обучением был недостаточным", - говорится в докладе.
Среди факторов, оказавших влияние на ситуацию во время захода самолета на посадку, названы, в том числе, "отсутствие контроля высоты с помощью барометрического высотомера при выполнении неточного захода; отсутствие реакции экипажа на предупреждение типа pull up, выдаваемое TAWS; попытка ухода на второй круг с использованием режима работы АБСУ - автоматический "уход".
В докладе отмечены также "ненадлежащая летная подготовка экипажей на самолетах Tу-154M" и "ненадлежащее взаимодействие между членами экипажа, приведшее к чрезмерной нагрузке командира воздушного судна на последнем этапе полета; недостаточная подготовка экипажа к полету; недостаточное знание членами экипажа принципа работы систем самолета и их ограничений; ненадлежащий взаимный контроль действий, выполняемых членами экипажа и отсутствие реакции на совершаемые ошибки; неправильный подбор состава экипажа для выполнения запланированного задания".
"Квалификации членов экипажа, несмотря на получение формальных допусков, подтвержденных приказами командира в/ч (войсковой части), не соответствовали критериям пилота всесторонне обученного и подготовленного к выполнению обязанностей на данном рабочем месте.
Члены экипажа обладали небольшим опытом выполнения полетов в сложных метеорологических условиях, а также с использованием неточных систем посадки", - говорится в документе.
Кто "давил" на экипаж?
Во время захода на посадку работа экипажа самолета президента Польши Леха Качиньского была нечеткой, летчикам мешали посторонние, говорится в итоговом докладе комиссии. "Работа экипажа была нечеткой, в работе мешали появляющиеся в кабине третьи лица, управляющий пилот - командир был загружен ведением радиосвязи", - указывается в документе.
Однако при этом в докладе содержится утверждение, что на экипаж Ту-154М, разбившегося под Смоленском 10 апреля 2010 года, не оказывалось давление. Ранее сообщалось, что главнокомандующий ВВС генерал Анджей Бласик требовал, чтобы пилоты произвели посадку в сильном тумане и в условиях ограниченной видимости на аэродроме в Смоленске. "Польская комиссия не нашла доказательств, что глава ВВС непосредственно оказывал давление на экипаж с целью посадить самолет. Тем не менее, экипаж находился под давлением из-за высокого уровня рейса и из-за того, что на борту находились первые лица государства", - утверждается в документе.
Действия диспетчеров в Смоленске
Польская сторона считает, что аэродром "Северный" не предоставил безопасных условий для полета Ту-154М 10 апреля 2010 года. "Аэродром не обеспечил безопасности полета, в том числе из-за плохой видимости", - говорится в документе. Согласно выводам польской комиссии, экипаж не хотел садиться, он хотел сделать пробный заход на посадку. В докладе польской стороны также говорится, что радиолокационная система на аэродроме в Смоленске могла действовать неправильно.
Кроме того, польская сторона считает, что российский диспетчер в Смоленске давал неправильные команды экипажу самолета президента Польши, говорится в докладе. "Диспетчер давал ошибочные указания", - констатировали авторы документа. Они также утверждают, что российский диспетчер, который отвечал за зону посадки 10 апреля 2010 года, имел слишком мало практики. "Это был его второй рейс за 12 месяцев, он давал ошибочные команды экипажу", - заявили эксперты-члены комиссии на пресс-конференции в Варшаве.
Самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. При посадке он зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Погибли все 96 человек, находившиеся на борту, - 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, и восемь членов экипажа.
Публикацию доклада неоднократно откладывали, начиная с зимы 2010 года. Окончательно работа была завершена только 27 июня, тогда же комиссия передала его премьер-министру Польши Дональду Туску. Он отдал документ переводчикам, которые должны были перевести его на русский и английский языки. Для того чтобы завершить работу над документом и выяснить причины произошедшего, комиссия под руководством главы МВД Ежи Миллера провела несколько экспериментов с Ту-154М - "близнецом" разбившегося самолета. Это единственный самолет такого типа, оставшийся в распоряжении 36-го авиационного Спецполка, ответственного за перелеты первых лиц государства, после трагедии под Смоленском.
В СМИ за время работы комиссии над докладом появлялось много предположений о том, что могло привести к трагедии. Так, представитель вдов пилотов Анджей Верневич заявлял, что глава ВВС Польши Анджей Бласик, который находился в кабине пилотов до момента крушения, оказывал на них психологическое давление.
Как сообщал телеканал TVN24, перед вылетом 10 апреля 2010 года президентского борта Ту-154 из Варшавы в Смоленск в военном аэропорту произошла ссора между командиром экипажа Аркадиушем Протасюком и Бласиком, факт ссоры признают также некоторые свидетели. И хотя позже польская прокуратура эту информацию опровергла, вдовы пилотов и их близкие друзья и коллеги уверены: давление на экипаж было.
Также СМИ писали о "тайной инструкции", которой якобы руководствовались пилоты польского Ту-154, разрешавшей уход самолета на запасной аэродром только с согласия главного пассажира, эти сообщения также были опровергнуты ВВС Польши. Кроме того, СМИ сообщали, что в день трагического полета часть правил из инструкции по организации полетов высших должностных лиц Польши была нарушена. В частности, в кабине пилотов, по официальной версии, незадолго до крушения присутствовали посторонние люди. Более того, экипаж отправился в рейс без русского "навигатора" (человека со знанием русского языка), от которого польская сторона отказалась.
Межгосударственный авиационный комитет 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.